Войти Регистрация  Забыли пароль?
Круглый столЗдоровье нации и модернизация системы здравоохранения

Здоровье нации и модернизация системы здравоохранения

Здоровье нации и модернизация системы здравоохранения

20 мая 2010

Участники круглого стола обсудили текущее состояние сферы медицинских услуг и ее основные проблемы, реальные перспективы модернизации системы здравоохранения, плюсы и минусы обязательного медицинского страхования, условия работы системы здравоохранения в Краснодарском крае. Круглый стол прошел в бизнес-клубе "Формула" по адресу: Краснодар, ул. Красных партизан, 238.

Участники

Марина Вартазарян

Заместитель руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края

Закончила с отличием 2-ой Московский ордена Ленина государственный медицинский институт по специальности лечебное дело. Начала трудовую деятельность в качестве участкового терапевта медико-санитарной части одного из учреждений Министерства атомной энергетики и среднего машиностроения. 2004 - 2008 гг. работала заместителем начальника управления здравоохранения администрации города Сочи, затем руководила муниципальным здравоохранением Мостовского района Краснодарского края. 2009 г. – заместитель руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края. Курирует такие направления, как контроль качества медицинской помощи и лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, информатизация здравоохранения, пропаганда здорового образа жизни и профилактика, работа с обращениями граждан и др.
Виталий Ульянов

Заместитель главного врача МУЗ Городская больница №2 "КМЛДО" по консультативно-диагностическому центру

1984 г. – окончил лечебный факультет Кубанского медицинского института им. Красной Армии с красным дипломом. 1984 - 1986 гг. – интернатура по кардиологии, а затем работа в инфарктном отделении больницы Скорой медицинской помощи. 1986 - 1988 гг. – врач–терапевт родильного дома №5. 1988 - 1992 гг. – врач-радиолог отделения радионуклидных исследований КДЦ МУЗ ГБ№2 "КМЛДО". 1992 - 2006 гг. – заведующий отделением радионуклидных исследований КДЦ МУЗ ГБ№2 "КМЛДО". 2006 г. – назначен на должность зам. главного врача МУЗ ГБ№2 «КМЛДО» по консультативно-диагностическому центру.
Валерий Казинец

Заместитель директора по экспертно-клинической работе Краснодарского филиала ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза»

В 1978 году закончил Кубанский медицинский институт им. Красной армии. В Краснодарском филиале ФГУ МНТК "Микрохирургия глаза" работает со дня его основания. Стаж работы в офтальмохирургии — 29 лет. Врач-офтальмохирург высшей квалификационной категории. В 2003 году В.В. Казинцу присвоено почетное звание "Заслуженный врач Российской Федерации". С 2003 года работает в должности заместителя директора по клинико-экспертной работе.
Каринэ Гурджиян

Главный врач офтальмологической клиники "Три-З"

Каринэ Дмитриевна окончила Кубанский медицинский институт (ныне КМГУ). В 1980 г. проходила обучение в клинической ординатуре кафедры офтальмологии. В том же году начала работать врачом-микрохирургом в Краевой больнице. С 1991 г. руководила отделением микрохирургии глаза Краевой больницы. С 2007 г. - Главный врач офтальмологической клиники "Три-З". За годы работы Кариной Дмитриевной пройдено более 20 курсов повышения квалификации, 20 лет — врач высшей категории, участник всесоюзных, российских и международных конгрессов. Ею опубликовано более 30 работ. Автор трех рационализаторских предложений, одного патента на изобретение. В 1980 г. впервые в крае имплантировала искусственный хрусталик.
Татьяна Солоненко

Первый заместитель исполнительного директора Краснодарского территориального фонда ОМС

1988 г. - окончила Красноярский государственный медицинский институт по специальности лечебное дело, квалификация врач-лечебник. 1988 - 1989 гг. - работа в должности врача-интерна по терапии в Ачинской Центральной районной больницы. 1989 - 1991 гг. - работа в поликлинике № 1 г. Ачинска в должности участкового терапевта, с 02.10.1989 г. в должности заведующей подростковым отделением. 1991 - 2004 гг. - работа в должности врача-терапевта в МУЗ "Городская поликлиника №19" г. Краснодара. 2005 г. - принята в отдел по работе с СМО, ЛПУ и защиты прав застрахованных граждан исполнительной дирекции Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее – КТФОМС) на должность врача-эксперта, главного специалиста. 2010 г. - перевод на должность первого заместителя исполнительного директора КТФОМС.

Вопросы пользователей


Вопросы и ответы (конференция окончена)

Обсуждение 3

Порядок вывода вопросов: прямой
Антон Смертин
13:50, 17.06.10 url
Добрый день, мы начинаем круглый стол "Здоровье нации и модернизация системы здравоохранения". Сегодня мы поговорим о реформах системы здравоохранения, о рынке медицинских услуг и здоровье нации в целом, а также попытаемся выяснить, что надо сделать для того, чтобы наша страна была более здоровой.

Для начала хотелось бы услышать от вас как от специалистов, что сейчас происходит со здоровьем россиян. Какие-то исследования говорят, что наше здоровье ухудшается, другие – что мы, наоборот, начинаем "выкарабкиваться».

Хотелось бы услышать комментарии власти. Марина Августовна, что вы думаете по этому поводу, как заместитель руководителя департамента здравоохранения края?

Марина Вартазарян

В самом начале нашего разговора хочу подчеркнуть, что в течение нескольких лет отрасль здравоохранения по финансированию является одной из приоритетных. И в результате можно отметить, что многие демографические показатели у нас гораздо лучше среднероссийских, а по некоторым - мы приближаемся к странам Средней Европы. В частности, у нас младенческая смертность составляет 5,9 на 1000 родившихся (по Европе – 4,6). А по России в среднем этот показатель составляет 8,2. За год на Кубани выросла рождаемость и уменьшилась смертность людей в трудоспособном возрасте. В результате всех этих процессов средняя продолжительность жизни кубанцев составляет сегодня 70,5 лет, и этот показатель тоже выше средне российского.
Антон Смертин
13:52, 17.06.10 url
Татьяна Анатольевна, по статистике ФОМС – больше или меньше россиян стало пользоваться услугами обязательного страхования?

Татьяна Солоненко

Сначала я хочу отметить, что администрация края, действительно, уделяет большое внимание отрасли здравоохранения. Ежегодно отмечается рост финансирования Территориальной программы ОМС, ее стоимость в 2010 году составляет 14,4 млрд. рублей, а это один из наиболее высокий показателей вложений в ОМС по стране. И в 2011 году снижения финансирования не предусматривается.
Растет число застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. В крае под руководством и постоянным контролем краевого фонда обязательного медицинского страхования работают 5 страховых медицинских организаций, защищающих права застрахованных и ориентирующих медицинские организации на соблюдение стандартов и улучшение качества медицинской помощи.

По основным показателям здоровья населения и по основным направлениям финансирования системы здравоохранения край занимает лидирующие позиции в стране. В крае также действует нацпроект "Здоровье", открыты и успешно функционируют 13 Центров здоровья. По результатам их деятельности край также занимает лидирующие позиции.
Антон Смертин
13:56, 17.06.10 url
С вашей точки зрения жители края начали уделять больше внимания своему здоровью?

Татьяна Солоненко

Посмотрите на цифры. В крае 38 тысяч первичных посещений Центров здоровья за первые 4 месяца его работы. После комплексного обследования все они получили конкретные рекомендации, как сохранить и улучшить здоровье, продлить свою жизнь. Да, врачи сегодня прилагают максимум усилий для того, чтобы переориентировать население на профилактику заболеваний и сохранение здоровья. В 2009 году около 20 процентов оплаченных в системе ОМС амбулаторно-поликлинических посещений являются профилактическими.

Марина Вартазарян

Не надо забывать и о губернаторской стратегии "Будьте здоровы", эмблема которой уже стала брендом хорошо известным и родным большинству кубанцев. Стратегия "Будьте здоровы!" как раз и нацелена на то, чтобы профилактика здоровья вошла в каждый дом.
У нас в крае стали уже традиционными Дни здоровья, которые проводятся каждую субботу во всех муниципальных образованиях. В них приняло участие около миллиона человек, то есть каждый пятый кубанец.
Работа ведется активно всеми учреждениями здравоохранения – и государственным, и муниципальным. В профилактике одна из главных задач – повышение мотивации самого человека к ведению более здорового образа жизни. Во многом это работа, которую каждый должен вести сам для себя. Здоровье – та вершина, на которую каждый поднимается сам.
Антон Смертин
14:01, 17.06.10 url
Виталий Александрович, расскажите, с какими проблемами люди обращаются в ваше учреждение, и чаще ли они стали это делать в последнее время?

Виталий Ульянов

В наше учреждение люди обращаются не только за первичной консультацией, но и за лечением. Ведь у нас объединение многопрофильное – это и роддом, и поликлиника, и стационар, который принимает до 30% пациентов. Поэтому структура поступающих людей в нашу больницу очень разная. Надо сказать, что количество людей, впервые обратившихся по собственной инициативе, становится все больше и больше.
Марина Августовна абсолютно права. Дни здоровья, действительно, способствуют тому, что люди сами обращаются за первичной консультацией, не дожидаясь критического положения и определения в стационар. Об этом говорят и показатели работы диагностического центра, который с каждым годом становится все больше и больше по количеству приема пациентов. Я думаю, что и в целом ситуация развивается в подобном направлении.

Каринэ Гурджиян

Пациент приходит к нам, проходит офтальмологическое обследование, углубленный терапевтический осмотр, лабораторную диагностику и в тот же день оперируется.
Наша клиника – первая частная клиника в крае – по оснащенности входит в тройку лучших клиник России. Благодаря сильной технической базе и использованию расходных материалов ведущих европейских производителей клиника оказывает высокотехнологичную помощь по технологии «Хирургия одного дня», а так же наша авторская методика проведения этих операций под местной анестезией позволяет оперировать пациентов даже с тяжелыми сопутствующими заболеваниями!
За годы работы нами прооперировано свыше тридцати тысяч пациентов, при этом осложнений менее 1%, что ниже среднестатистических европейских данных.
У нас очень активная социальная политика. Мы считаем своим гражданским долгом к 65-летию ВОВ помочь ветеранам. И мы это сделали: 200 членов как городского, так и краевого совета ветеранов прошли в нашей клинике бесплатно полное диагностическое обследование. На его основании запланировано 65 бесплатных операций по удалению катаракты. На данный момент мы вернули зрение 30 ветеранам и акция продолжается.
Также очень активно работаем с детскими садами и школами. Проводим профилактические медицинские осмотры, занимаемся работой по охране зрения среди маленьких пациентов в детском офтальмологическом центре Три-Зор, устраиваем конкурс рисунков, раздаем призы и подарки победителям. А также занимаемся благотворительной помощью детским домам.

Валерий Казинец

Я представитель МНТК "Микрохирургия глаза". Это - межотраслевой технический комплекс, одно из подразделений головного института, находящегося в Москве. Мы являемся федеральным учреждением, поэтому наши возможности гораздо шире, чем у частных клиник города. МНТК – одна из клиник, которым доверено по 176 ФЗ проводить высокотехнологические операции.
Также на базе нашего филиала имеется WETLAB, которая позволяет не только обучать своих врачей, но и врачей со всего ЮФО, потому как мы обслуживаем не только край, но и ЮФО.
Несмотря на расширение рынка офтальмологический услуг, количество наших пациентов не уменьшается. Мало того если в клиниках подобного рода обычно меньше внимания уделяют консервативному лечению, хроническим заболеваниям, которые требуют достаточно много усилий в лечении, то наша клиника, наоборот, развивает такую тенденцию. Мы безвозмездно осматриваем школы, детсады.
Сегодня у нас проходят лечение дети из детских домов, социально незащищенные дети, и так далее. Это все осуществляется на спонсорских началах.

По сути, новый Федеральный закон №83 наше учреждение уже применило на практике. Такую модель создал Святослав Федоров, и она уже существует 23 года. То есть Федоров
объединил государственный заказ и платные мед услуги.
Какие бы перипетии не случались на протяжении 23 лет, наше предприятие выстояло и выдержало. Мало того, мы выполняем тот госзаказ, который получаем.
Минус в том, что цены не медикаменты, на расходники, препараты и оборудование только растут. А мы уделяем большое внимание инновациям.

Не зря мы создали WETLAB, на базе которой врачи проходят обучение на свиных глазах, а не на человеческих. Оттуда врачи уже выходят подготовленными специалистами.
На нашей базе также существует кафедра повышения квалификации врачей, она позволяет не только ознакомиться с новыми технологиями, но и показать, как они действуют.
Антон Смертин
14:18, 17.06.10 url
Спасибо. К вопросу нового закона мы еще вернемся сегодня. Тут совершенно справедливо говорилось о том, что система здравоохранения – одна из самых финансируемых в стране, одна из самых приоритетных. Но, как вы прекрасно знаете, одна из самых критикуемых. Поднимаются вопросы и качества здравоохранения, и оснащенности наших больниц и поликлиник, квалификации врачей, обращения врачей с пациентами, соотношения платных и бесплатных услуг.
Теперь хотелось бы услышать, что вы, как специалисты, считаете главными проблемами в данной сфере? Что именно мешает развиваться этой отрасли такими темпами, которых от нее хотел бы народ? Вы можете оценить не только свое заведение, но и ситуацию в целом.

Виталий Ульянов

Ну, за 2-3 минуты на этот вопрос не ответишь. Проблемы в отрасли, конечно, существуют, в том числе и проблемы отношения персонала.

Вот, например, сейчас все СМИ активно создают образ человека в белом халате – врага. Это совершенно неприемлемая позиция, потому что подавляющее большинство медперсонала – это именно те люди, которые пришли помогать человеку. Конечно, случаются своего рода накладки, которые обусловлены несовершенством организационных процессов, несовершенством инфморматизационных систем в крупных медицинских учреждениях.
Все же одной из наших приоритетных задач является осмотреть как можно больше людей. А очереди растягиваются на длительное время, т.к. методики уникальные, которые мало где еще есть.

Также сам осмотр пациента может занимать разное количество времени. Если стандартное время обследования – полчаса, то несложного пациента можно посмотреть и за 15 минут. Таким образом, возникают определенные окна, которые мы, естественно, хотим заполнить, но создание подобных окон приводит и к тому, что иногда смещаются графики приема, происходят всякого рода накладки.
Можно, конечно, сделать жесткий график приема, но тогда меньше людей пройдут осмотр. Для того, чтобы оптимально решать эти вопросы, нужна информатизация на более серьезном уровне, чем существует на сегодняшний день. Поэтому мы рады, что сегодня принята концепция развития информатизации здравоохранения до 2020 года.

Раньше ведь проблемы информатизации понимали как облегчение работы врача. Это совсем не так, смею вас уверить. Наоборот, нам нужны электронные карты и так далее, ведь, только когда ты видишь ситуацию со здоровьем человека в целом, ты можешь сделать правильный вывод, принять верное решение.

А в целом, у нас не выработано хорошее отношение к медперсоналу. Ведь это точно такие же люди, которые, работая в чрезвычайно жестких на сегодняшний день условиях, помогают нам, соблюдая при этом федеральные стандарты, которые не так-то просто соблюдать.

Еще раз хочу сказать, что подавляющее большинство медперсонала работает для того, чтобы как можно быстрее лучше и качественнее помочь пациентам.
Антон Смертин
14:21, 17.06.10 url
Каринэ Дмитриевна, что мешает сегодня развиваться частным клиникам?

Каринэ Гурджиян

Большим преимуществом развития нашей клиники являются постоянные крупные инвестиции в приобретение оборудования, обучение и переподготовку персонала.
Наши специалисты повышают квалификацию и обучаются новым технологиям в Германии, Италии, Франции. Все это, безусловно, позволяет нам соответствовать мировым стандартам оказания высокотехнологичной офтальмологической помощи. Мы постоянно внедряем новые европейские методики лечения сложных глазных заболеваний. Так, к примеру, у нас единственный в ЮФО сертифицированный специалист по лечению такого глазного заболевания как кератоконус.

Я совершенно согласна с Виталием Александровичем в плане отношения к медикам. Это очень животрепещущая тема, которая касается нас всех.

Мы с Валерием Владимировичем однокурсники, коллеги. И мы знаем, что в медицину идут только фанаты. Просто так люди в медицину не идут. Действительно, существует масса побочных условий, которые приводят к изменениям, конфликтным ситуациями, когда врачей поневоле обвиняют в коррупции, называют убийцами в белых халатах.

Валерий Казинец

Да, хорошо, когда есть оборудование, но на этом оборудовании должен кто-то работать. Поэтому для того, чтобы осваивать его, врач должен учиться. Он должен правильно интерпретировать показатели, которые оборудование выдает. Для того, чтобы получать хорошую помощь от врача, врача нужно учить, на него нужно тратить средства. На обучение офтальмолога сегодня требуется около 20-25 тысяч долларов. Но, к сожалению, не все муниципальные лечебные учреждения и клиники, которые недостаточно финансируются, могут уделить этому должное внимание. Нашей клинике сделать это гораздо легче, потому что мы на своей базе организовали WETLAB, где учим врачей.

Татьяна Солоненко

Руководители Министерства здравоохранения и социального развития и Федерального фонда очень хорошо в своих докладах выделили общие проблемы здравоохранения в стране в целом.

В первую очередь, это очень постаревшая и плохо оснащенная материально-техническая база здравоохранения. Во-вторых, это недостаток кадров. У нас в крае есть территории, где мы покрываем примерно до 50% потребность по кадрам среднего медицинского персонала, до 60 – 70% врачебного персонала.

Конечно, одной из основных задач остается защита прав застрахованных граждан и направлена на повышение доступности и качественной медицинской помощи. Как коллеги уже говорили, я думаю, что все врачи стремятся к качественному оказанию медпомощи, но обеспечить высокий уровень доступности при отсутствии кадров, очень сложно.
Существуют проблемы стандартизации оказания медицинских услуг. Сегодня существуют наряду с федеральными и региональные стандарты, которые не могут быть ниже федеральных. И уровень, который закладывается в стандарты, изначально уже высокий.
Мы столкнулись с тем, что во многих муниципалитетах лечебные учреждения не могут выполнить эти региональные стандарты. Почему? Конечно, медицина это та отрасль, в которой технологии очень быстро развиваются, но мы и планируем переоснастить оборудование лечебных учреждений.
Но даже если есть оборудование – нет кадров. Зачастую кадров нет еще и из-за низкой заработной платы. Повышение зарплаты могло бы дать возможность отбора специалистов данной отрасли. Сегодня же оклад начинающего молодого специалиста в районе не сопоставим с тем уровнем ответственности, который на него возлагается. Не везде решен вопрос обеспечения жильем.
Также есть и проблема информатизации. Не за горами новый 2011 год, когда вступает в силу новый 152 ФЗ, который регламентирует конфиденциальность информации о пациенте, а также требует больших вложений в учреждения, чтобы все учреждения, начиная от первичной медико-санитарной помощи, могли соблюсти всю законность, которая действует на территории РФ.
Учитывая объемы информации необходимые для обеспечения оперативного управления системы ОМС необходимо дальнейшее развитие интегрированных информационных систем как в ЛПУ, так и в страховых медицинских организациях.
Также существует и дефицит финансирования территориальной программы ОМС. В зависимости от поступления средств в течение года он может немного меняться, но, в общем, мы испытываем дефицит до 4 млрд.

Мы как контролирующая организация знаем не на словах, а на деле насколько большой объем работы ведется в этом направлении как лечебными учреждениями, так и страховыми медицинскими организациями.
Антон Смертин
14:34, 17.06.10 url
Есть ли какие-то особенные проблемы у Краснодарского края, связанные с большим количеством приезжающих к нам туристов?

Марина Вартазарян

Я, наверное, обобщу все предыдущие выступления.
На самом деле, если мы сейчас возьмем чисто общечеловеческую тематику, то тут я соглашусь с Виталием Александровичем, что проблема взаимоотношения врачей и пациентов существует до сих пор. И эта проблема существует во всем мире. Образно говоря, есть планета врачей и планета пациентов. И зачастую эти планеты не находятся рядом друг с другом.
Зачастую расстояние между этими планетами увеличивается искусственно – вспомним, как часто в средствах массовой информации в последнее время «чернили» халата врача. В результате - спроси любого прохожего, как у нас дела с медициной, он, даже если сам никогда не обращался, насмотревшись и начитавшись, ответит, что все плохо.
Если говорить более серьезно, то у нас серьезная проблема кадрового дефицита. Особенностью региона является то, что города, располагающиеся на побережьях, и некоторые, не располагающиеся у моря, являются курортными.
Естественно, есть существенный отток нашего персонала из муниципальных и государственных учреждений в санаторно-курортную сферу и гостиничный бизнес(средний и младший медицинский персонал). Это первое. А второе – это огромное количество населения, которое приезжает в регион. Проходимость края в среднем 11-15 млн. человек в год. Нагрузка медработников возрастает в среднем на 25%.
Имеют сезонность и инфекционные заболевания, ведь не все люди приезжают организованно, часть из них приезжают сами по себе, вот они-то у нас и любят что-нибудь не то съесть, и так далее.

Информатизация – очень большая часть отрасли, раздел работы колоссальный. У нас есть, чем гордиться, есть свои наработки в этой сфере, есть ноу-хау. Но создания единого информационного пространства нет еще ни во всей России, ни в частности в Краснодарском крае. Это единое пространство и является сейчас основной долгосрочной задачей – электронные истории болезней, электронные полисы, возможность получения информации из медицинского учреждения по Интернету или в информационных киосках, универсальная карта жителя – и все это должно быть защищено.
Сегодня в крае уже действуют элементы будущей единой системы – виртуальные и электронные регистратуры, наши жители могут путем специальных устройств – инфоматов – получить информацию о том, какой врач работает в учреждении, записаться к нему на прием – и для этого не надо отстаивать очередь в регистратуру.
Инфоматы будут совершенствоваться и дальше. В скором будущем пациент сможет получить всю информацию о лечебном учреждении, о карте этого учреждения, что там происходит, как ведется лечебная и профилактическая работа, получить свои анализы и так далее. Такие современные технологии уже внедряются сегодня в крае и в ближайшие несколько лет будут использоваться повсеместно.

Проблема кадрового дефицита есть, но мы стараемся ее решать. Например, для здравоохранения наших сельских районов работает краевая целевая программа "Врачебные кадры для сельского здравоохранения". Она утверждена Законодательным собранием края до 2015 года.

Суть программы заключается в том, что краевой бюджет оплачивает студентам из районов обучение в медицинском университете при условии их дальнейшего возвращения после учебы на работу в район. В этом, конечно, заинтересованы главные врачи районных больниц, они отслеживают, какие кадры сегодня необходимы для района, как студенты учатся, насколько подготовленными специалистами придут на работу.

Говоря о переменах, следует упомянуть о широко обсуждаемом сейчас реформировании и модернизации здравоохранения России и будущем его финансировании. На развитии отрасли планируют выделить 460 млрд. руб. Это колоссальные деньги, из которых примерно 70 % будут выделены на материально-техническую базу – ремонты и оснащение современным оборудованием. Часть средств – на решение кадровых вопросов, часть - на информатизацию и так далее.

В этой связи проблема дефицита кадров приобретает новое звучание – если не будет специалистов для работы на будущем оборудовании, то говорить вообще не о чем. Есть о чем задуматься не только здравоохранению, но и руководителям муниципальных образований – как создать условия, чтобы молодые врачи и медицинские сестры могли не только хорошо работать, но и хорошо жить.

Татьяна Солоненко

Мы тут затронули вопрос об оказании медицинской помощи гражданам вне территории страхования. Государство оплачивает медпомощь в любом субъекте РФ по полису ОМС. Просто сегодня нужно повысить уровень ответственности самого гражданина получить этот необходимый документ и с ним выезжать.
Вместе с полисом получить медпомощь гораздо проще. Ведь если полис забыт, а пациенту требуется медицинская помощь, получается некий дискомфорт, когда лечебное учреждение боится не получить деньги за оказанную медпомощь.
Чтобы такой проблемы не было, надо возить везде с собой полис, как паспорт. В каждом субъекте фонд выступает гарантом оказания бесплатной медпомощи как жителям региона, так и находящимся вне территории страхования. В случае возникновения проблем при получении медпомощи граждане имеют право для их оперативного решения обратиться в региональный территориальный фонд, а также через свою страховую медицинскую организацию по телефону горячей линии или по возращении обратно.
"Горячая линия" КТ ФОМС – 215- 24-52.
Антон Смертин
14:39, 17.06.10 url
Есть вопрос от интернет-пользователя, он тоже связан с качеством услуг. Не считаете ли вы необходимым в случае двукратного неправильно поставленного диагноза, приведшего к ухудшению здоровья пациента, лишать врачей пожизненно дальнейшей медицинской деятельности, а при определенном количестве смертности больницу лишать статуса лечебного медучреждения?

Марина Вартазарян

Это прерогатива юристов. У нас в департаменте есть Управление по контролю качества оказываемой медицинской помощи населению. Но только судебное решение может лишить права заниматься профессиональной деятельностью.

Татьяна Солоненко

Тут и уровень ошибки может быть разным.

Каринэ Гурджиян

Конечно. Как неправильно выставлен диагноз, почему, как проведены обследования, каким специалистом….

Марина Вартазарян

Нет четкого юридического определения, что такое врачебная ошибка.

Валерий Казинец

Это вопрос очень сложный.
Антон Смертин
14:44, 17.06.10 url
Тогда следующий вопрос от нашего пользователя. Физическое здоровье сильно связано и с духовным здравием. Как медицинские учреждения взаимодействуют с религиозными объединениями?

Марина Вартазарян

У нас, кстати, планируется первый Всекубанский съезд православных врачей по инициативе вице-губернатора Галины Золиной. Я думаю, что на этом съезде будут затронуты общечеловеческие темы. На самом деле, медицина очень близко взаимодействует с душой, а некоторые наши специалисты – психиатры, например, занимаются только душевными проблемами. Я думаю, что вопрос о библейском понимании. Надо сказать, что в этом понимании врач лечит тело, а священнослужитель – душу. Хотя хороший врач никогда не вылечит больного, если не будет для него вдохновителем и наставником.
У нас в медицине очень много известных случаев, когда даже неизлечимые больные выздоравливали, а люди с относительно хорошим были прогнозом, не веря в свое выздоровление, уходили из жизни намного раньше.
Так что мы с церковью делаем одно дело.
Антон Смертин
14:47, 17.06.10 url
Спасибо, у вас есть у кого-либо положительный опыт сотрудничества с религиозными организациями?

Виталий Ульянов

На территории практически каждой больницы есть маленькая церковь. Если говорить о недавнем прошлом, то в середине 90-х врач должен был являться для пациента духовником и наставником. Те, кто давно работает в медицине, уже имеют определенную категорию пациентов, которые приходят к ним не только с проблемами здоровья, но и хотят попросить совета, обсудить житейские проблемы. Сегодня, когда подключаются священники, работать становится легче. Врачи, конечно, могут поговорить с пациентом по душам, но все равно есть некоторая сложность общения с людьми очень религиозными, потому что все врачи, как правило, атеисты.

Татьяна Солоненко

Мы проводим проверки условий пребывания и оказания медицинской помощи пациентам в стационарах и часто смотрим на то, сколько людей ходят на службу в церковь при больнице. Так что храмы, которые находятся на территории больниц, помогают поверить в хороший результат лечения, помогают выздоровлению.
Антон Смертин
14:57, 17.06.10 url
Спасибо. Тут еще конкретный вопрос Валерию Владимировичу и Татьяне Анатольевне. Спрашивают: у меня катаракта, хотелось бы сделать операцию в МНТК, имею полис ОФМС. Но в клинике по полису меня бесплатно лечить отказались, сказали, что я могу пройти только платное лечение. Значит, имея полис, я не могу лечиться в любой клинике? У нас в районе таких операций не делают. Куда мне обращаться?

Валерий Казинец

Ну, спрашивающий точно утрирует, что он может лечиться у нас только платно.
У нас есть и бесплатные операции, но, к сожалению, они подлежат очередности финансирования. Сегодня у нас уже на 2011 год очереди.

Да, по полису мы не оперируем. Но это только потому, что фонд ОМС с нами не сотрудничает. На протяжении ряда лет пытаемся сделать все, чтобы нас внесли в территориальную программу ОМС, но воз и ныне там. Наш генеральный директор писал письмо еще предыдущему руководителю фонда с этой просьбой.
Наше руководство даже устраивало встречу с председателем ЗСК В. Бекетовым, чтобы хоть как-то сдвинуть вопрос с мертвой точки. Пока безрезультатно. Так что мы не можем оперировать по полису, но можем поставить человека в очередь на бесплатную операцию и сделать ее.
В нашей клинике федеральное финансирование по двум каналам – это госзаказ и финансирование высокотехнологичной медпомощи. Эти средства идут непосредственно из Минздрава в наш главный институт, а потом на нас.
Если в прошлом году наш заказ составлял 750 операций, то в этом – 1126 операций, т.е. финансирование растет, растет и доступность.

Мы, конечно, могли бы сразу сделать все эти операции, но нам надо как-то выживать, покупать оборудование, просто оказывать помощь и другим нуждающимся пациентам. Таким образом, мы оказываем как платные, так и бесплатные услуги. Надо закрывать статьи расходов, которые уходят на финансирование госзаказов.

Татьяна Солоненко

Пролечиться такой пациент может по полису, например, в краевой клинической больнице. Если в районе не делают такие операции, значит, надо ехать в краевой центр, где вас и прооперируют. В этом нет проблем. Единственное, может быть очередь, но она формируется всего до одного месяца при оказании плановой помощи.
Антон Смертин
15:01, 17.06.10 url
Во второй части нашей дискуссии речь пойдет о принятом 8 мая 2010 года Законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений", который фактически переводит часть медицинских учреждений с бюджета на систему госзаказа и на обеспечение этих учреждений за счет оказания платных услуг. По этому поводу существует, разумеется, большое волнение: что останется бесплатным, а что будет платным? Постоянно тиражируются слухи о том, что здравоохранение вообще полностью перейдет на платную основу.
Расскажите о вашем отношении к этому закону, насколько он нужен сейчас? Какие перспективы открывает закон для лечебных учреждений и для медицины в целом, какие могут быть места для его конкретной реализации с вашей точки зрения?

Марина Вартазарян

Этот закон только появился. Подзаконных актов пока нет, на уровне регионов законы только разрабатываются. Сегодня краевой департамент финансов разрабатывает программу перевода учреждений на работу по новой системе. В отношении опасения населения, что вся медицина станет платной - бояться нечего. Конечно, какая-то часть услуг будет платной, и спектр платных услуг может несколько увеличится, тогда, как сегодня он составляет не более 5%. Но не надо забывать, что будет существовать госзаказ, ОМС. Департамент здравоохранения края не допустит массовый переход наших учреждений в сторону платных услуг. Все учреждения будут выполнять государственный заказ и оказывать в рамках него бесплатную медицинскую помощь населению.
Антон Смертин
15:06, 17.06.10 url
А кто будет определять, какие услуги остаются платными, а какие бесплатными?

Марина Вартазарян

Сейчас существует такой механизм. Каждый главный врач определяет перечень услуг для своего учреждения. И несет этот перечень на утверждение в специальную комиссию департамента здравоохранения, а потом цены на утвержденные услуги еще утверждаются РЭК. Поэтому просто так платные услуги не могут быть применены в учреждении по воле главного врача, они утверждаются департаментом.

Татьяна Солоненко

Закон вышел, но предусматривается переходный период, который будет длиться около 1,5 лет. На сегодняшний день Минздравсоцразвития разрабатывает порядок перехода лечебных учреждений в новую форму собственности.

Марина Вартазарян

Но уже прописано, что решение о переходе учреждений будет приниматься на уровне регионов и муниципалитетов.

Татьяна Солоненко

Ну, это все равно, в общем. На сегодняшний день все-таки такие законы обязательно сопровождаются порядками перехода, и поэтому сейчас данные порядки разрабатываются.
Другое дело, что к переходу в новую форму собственности медучреждений надо подходить с ответственностью, чтобы существовала доступная медпомощь. Будьте уверены, муниципальный заказ никто отменять не собирается. Наоборот, усилится контроль за его выполнением. Просто у лечебных учреждений будет больше прав по оказанию платных услуг, чем сегодня. А сегодня конечно у муниципального здравоохранения с этим проблемы. Такому учреждению оказать платную услугу очень сложно, потому что почти все услуги входят в систему ОМС. Найти услугу, за которую можно взять деньги – непросто.
Опасения у населения, конкретного потребителя не должно быть, больше проблем возникнет у главных врачей и у управленческого аппарата.

Марина Вартазарян

И нигде не прописано, что финансирование будет уменьшено за счет бюджета или средств ОМС. Никаких таких сведений нет.

Валерий Казинец

Знаете, 41 статью Конституции у нас никто не отменял. И стандарты существующие никто тоже не отменяет. Оказание как бесплатной медпомощи, так и платной будет осуществляться в рамках этих стандартов. А платить за нее, или нет – выбор пациента. Я не говорю сейчас об экстренной помощи, только про плановую. Так вот, платно та же самая услуга будет оказываться людям быстрее, чем бесплатно. Просто наш российский гражданин, увидев словосочетание "платные услуги" сразу пугается. Вот почему по всему краю и ходит молва, что мы – частная клиника, хотя мы являемся федеральным учреждением.
Антон Смертин
15:14, 17.06.10 url
То есть, по Вашей модели будут работать теперь и все остальные муниципальные учреждения?

Валерий Казинец

Будем надеяться. Сегодня, к сожалению, модель, созданную Святославом Федоровым, немного переделывают и урезают. Например, раньше у нас был пансионат, то сегодня – стационар на внебюджетной основе.
А к стационару требования выше. Это и санпропускники, и приемные покои, и разделение потоков.

На протяжении трех лет начались различные инновации в наших учреждениях. К сожалению, это нам не совсем удобно. Тем не менее, нам приходится мериться с приказами Минздрава, выполнять их.

Каринэ Гурджиян

Я прокомментирую новый закон немножечко шире. Не в рамках частной клиники. Все-таки 28-летний опыт работы в краевой больнице и в бюджетной сфере дает о себе знать. Конечно, у населения паника.
Например, у краевой больницы контингент всегда был старшим поколением (даже были пациенты, которым по 100 лет). Сейчас они в шоке, ведь они всегда знали, что социально защищены, что они всегда могут получить, может, недостаточно качественную помощь, но помощь. Тут Валерий Владимирович немного кривит душой, потому что никогда качественную высокотехнологическую помощь бесплатно пациент не получит.

Валерий Казинец

У нас получит. Наш филиал – отдельно.

Каринэ Гурджиян

Не будем спорить. Почему вы не вошли в ОМС? Да потому что стоимость операций очень высока, очень дорогие расходники. Соблюсти стандарт операций, который признан во всем мире, непросто.
Мне было очень трудно, 28 лет проработав в краевой больнице, куда приходят лечиться даже бомжи, перейти в частное учреждение. Думаешь: "Боже мой, какие несчастные люди, как, наверное, тяжело платить". Я так думала около месяца. А потом поняла, что приходят точно также и пожилые люди, которые откладывали себе на старость деньги, и решили теперь поправить зрение. Как говорят в Европе – не заглядывайте пациенту в карман. Пациент всегда определиться сам.
Еще раз, муниципальным учреждениям тяжело из-за отсутствия оборудования соблюдать мировые стандарты, оплачивать расходный материал.

Марина Вартазарян

Я вставлю реплику, а то Каринэ Дмитриевна так горячо говорит. Видите, мы уже и в рамках дискуссии разделились на два полюса. Люди, которые работают в платном секторе и те, кто работает в смешанном. В платной медицине о плате за лечение говорят гораздо легче, потому что это – их профессиональная жизнь. Мне вот, например, резала слух фраза о том, что невозможно бесплатно получить качественное лечение. Я хотела бы развернуть эту фразу, чтобы было понятно. В муниципальных и государственных учреждениях лечение для пациента – бесплатное, но государство же за это платит. И очень большие деньги, особенно это касается всей высокотехнологической помощи. Наверное, это имелось в виду.

Каринэ Гурджиян

Конечно.

Валерий Казинец

В нашей клинике нам приходится софинансировать расходы на операции, которые нам финансирует государство. Поэтому цена операции у небюджетного пациента на порядок выше.

Татьяна Солоненко

Мы тут затронули вопрос о гражданах вне территории страхования. Государство оплачивает медпомощь в любом субъекте РФ по полису ОМС. Просто сегодня нужно повысить уровень ответственности самого гражданина получить эту необходимую бумагу и с ней выезжать.
Вместе с полисом получить медпомощь гораздо проще. Ведь если полис забыт, а пациенту требуется экстренная помощь, получается некий дискомфорт, когда лечебное учреждение боится не получить деньги за оказанную медпомощь.
Чтобы такой проблемы не было, надо возить везде с собой полис, как паспорт. В каждом субъекте наш фонд выступает гарантом оказания бесплатной медпомощи. В случае возникновения проблем граждане имеют право обратиться в региональный территориальный фонд, а также через свою страховую медицинскую организацию по возращении обратно.
Вспомним о средствах, выделенных на развитие здравоохранения. Сумма в 460 млрд. рублей, в основном, будет отдана на оснащение (70%) здравоохранения, а не на тариф на зарплату. Это делается для того, чтобы повысить уровень услуги и выдержать этот уровень хотя бы какой-то период.
Конечно, медицина это та отрасль, в которой технологии очень быстро развиваются, но мы и планируем все переоснастить все оборудование страны в течение 5 лет.

Виталий Ульянов

Я бы хотел еще раз коснуться темы высоких технологий. Наша больница определена именно пункт высокотехнологической помощи пациентам. Мы – единственная в стране муниципальная больница, которая получила лицензию на трансплантацию печени.
Ведь у нас высокие технологии – не только новый уровень клинического мышления, но и развитие всей клиники – и диагностики, и поликлиники. Все службы у нас растут параллельно тем возможностям, которые развивает больница.
Здорово и то, что это развитие никак не связано с платными услугами.

Опасения же населения совершенно беспочвенны. В отличие от других регионов в нашем крае очень жестко и четко прописано система определения цен на платные услуги. Она утверждена и проработана департаментом цен и тарифов и утверждается нашей больницей в управлении здравоохранения города. Я даже не назвал бы эти цены коммерцией, потому что это абсолютно социально ориентированные минимальные цены. Цены в большей степени определяются исключительно расходными материалами, больше ничем.

Марина Вартазарян

Хотя, при этом, некоторым нашим пациентам кажется, что цены на услуги высокие. Но это же относительное понятие. Все зависит от уровня дохода семьи, уровня дохода конкретного гражданина.
Я соглашусь с Каринэ Дмитриевной, что у пациентов должно быть право выбора, какой медициной пользоваться. А тот факт, что и в стране, и у нас в крае развивается частная медицина, говорит о том, что она востребована. Спрос рождает предложение.
Главным мне кажется то, что качественной должна быть любая медицинская помощь – и бесплатная, и платная.
Хочу повториться, что сейчас не совсем ясно, каким образом система четкого контроля будет налажена в новых условиях.
Но я могу сказать ответственно, что этот механизм будет отработан, так же, как сейчас мы работаем по лицензированию и контролю качества оказываемой медпомощи. Сейчас по контролю качества оказываемых услуг в учреждениях здравоохранения огромную работу ведет наш департамент.
Антон Смертин
15:27, 17.06.10 url
Следующий вопрос связан не с пациентами, а с теми, кто их лечит. Расширение полномочий бюджетных учреждений здравоохранения в оказании платных услуг предполагают наличие квалифицированных кадров, в том числе экономистов и маркетологов, а также знание рыночной экономики. Насколько подготовлены в этом плане наши больницы и поликлиники к выходу в свободное плавание на рынок медицинских услуг?

Марина Вартазарян

Не так давно вышел приказ Минздравсоцразвития №869, в котором четко прописано, кто может быть руководителем такого рода учреждений. Это может быть только человек, имеющий только врачебную специальность по разным направлениям (стаж работы не менее пяти лет, образование со знанием менеджмента). Так что тот же главврач должен обязательно иметь еще и второе специальное образование.
Данная тема актуальна уже давно, еще губернатор Кубани 2 года назад на коллегии говорил, что управлять больницами должны менеджеры.
Если говорить про частные клиники – то же самое. Продвижение их услуг на рынок предполагает сто процентное знание маркетинга.
Не думаю, что для руководителей будет большой проблемой освоить эти знания.
Антон Смертин
15:35, 17.06.10 url
А краевая власть не проводит никаких повышений квалификации именно главврачей, как управленцев?

Марина Вартазарян

Конечно, у нас действует эта система.
Антон Смертин
15:41, 17.06.10 url
Именно как менеджеров?

Валерий Казинец

Да, как менеджеров. Мы постоянно стажируем врачей.

Марина Вартазарян

Сегодня уже во все курсы повышения квалификации по организации здравоохранения включается в обязательном порядке часы по менеджменту.

Татьяна Солоненко

Обучающие структуры размещают на сайтах все свои учебные циклы. Руководитель, в зависимости от необходимости, выбирает нужный ему цикл. В больнице имеется статья на образование и повышение квалификации. И эти средства идут по назначению.

Виталий Ульянов

Мало того, у нас в крае существует Институт управления менеджмента здравоохранения. Я знаю главврачей, которые специально поступили туда на учебу, окончили институт и получили дипломы "Менеджмент и управление здравоохранением".

Марина Вартазарян

Хороший руководитель, который понимает всю серьезность поставленных задач, старается всячески получить это образование. Просто теперь этот пункт будет прописан в приказе.

Виталий Ульянов

Наша больница готова "перейти в свободное плавание", она планомерно развивается для того, чтобы создать не просто максимально профессиональный, но и доброжелательный коллектив по отношению к пациенту. В настоящее время мы разрабатываем поведенческие стандарты.

Человек, поступающий к нам на работу, будет получать список стандартов поведения, где будет совершенно четко прописано, каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Программа очень долгая, потому что в разработке стандартов занят не только административный аппарат, но по сути дела все врачи больницы. Зато будет гибкая и очень эффективная рабочая система.

Много времени и сил мы уделяем контролю качества. Если говорить о клинике – там все понятно. Если человек ушел здоровым – это качество. Что касается других, например, диагностики, то качество всегда было достаточно проблемной ситуацией. Я работаю в диагностике порядка 20 лет, всегда данная проблема стояла достаточно остро.

В нашей больнице для инструментальщиков принят трехуровневый контроль качества. Первый уровень – это контроль заведующего на исполнение стандартов, на правильность написания заключения, на своевременность его выдачи и тд.
Второй уровень – сопоставление данных этого заключения с историей болезни. Каким образом заключение повлияло на своевременность постановки диагноза, каким образом адекватный метод лечения повлиял на окончательный диагноз?

Третий уровень – патоматологический. Все заведующие принимают участие в клинических разборах.
И последнее – мы очень серьезно сейчас занимаемся внедрением планирования. Планирование в здравоохранении раньше считалось не особо важным и не обязательным элементом. Но, как показывает опыт международного планирования, особенно нефинансовой части, а той, которая определяет подготовленность кадров и мотивированность, информатизацию, и так далее, это очень нужная система.
Мы учимся планировать, мы уже планируем, у нас уже прошел подобный конкурс на лучший план. Это даст нам реальный инструмент для быстрого движения вперед. Я думаю, что мы готовы к любым перипетиям.

Валерий Казинец

Я хочу немножко коснуться контроля качества. Вот Виталий Алексеевич сказал, что у них трехуровневый контроль качества. Отмечу, что ни в одном лечебном учреждении нет такого отдела, как у нас – отдел лечебного контроля.

Каринэ Гурджиян

И у нас есть! Отдел лечебного контроля – это последний этап, который констатирует что уже сделано. Такой отдел у нас в клинике работает с момента ее основания. Но самое главное, что о контроле и о качестве мы начинаем думать с первых этапов обследования пациента.
При катаракте, начиная с диагностики (консультации оперирующего хирурга) только в нашей клинике обследуется количество эндотелиальных клеток роговицы, которые и обеспечивают прозрачность роговицы, а соответственно мы прогнозируем результат операции. У нас сам хирург ведет расчет силы искусственного хрусталика, и мы считаем, что это врачебная манипуляция. Далее, мы придерживаемся европейской схемы медикаментозной подготовки к операции. Только в нашей клинике операции при катаракте проводятся на BSS растворе (сбалансированный солевой раствор) американского производства.
Наши хирурги располагают всеми протекторами, придуманными в мире, чтобы защитить глаз на каждом этапе операции. Все это в совокупности и дает великолепный результат при хирургии катаракт.
При рефракционных операциях только наша клиника располагает третьим контролем состояния роговицы. Только у нас индивидуализированные операции выполняются с применением фемтосекундного лазера, а это непревзойденный уровень безопасности, точности и контроля.
По сути, после этого отдел лечебного контроля вместе с хирургом радуются результатам.

Виталий Ульянов

Клинико-экспертный отдел и у нас есть.

Валерий Казинец

Нет, это совершенно другое. Отдел лечебного контроля – ноу-хау нашего создателя С. Федорова, где каждый пациент, каждая история болезни осматривается врачом при выписке из стационара, или же окончания его лечения.
Здесь оценивается качество проведения операций, качество пост операционного лечения, идет ведение медицинской документации. Оценивается все. Ни один пациент не уйдет из нашей клиники не осмотренным в отделе лечебного контроля. Клиника Каринэ Дмитриевны переняла этот опыт у нас.

Татьяна Солоненко

Сегодня экспертиза качества также выходит на новый уровень, потому что к этому подключился Кубанский государственный медицинский университет. Профессорско-преподавательский состав с большим опытом и теоретическими знаниями будет проводить целевую экспертизу случаев лечения с летальными исходами по всем лечебным учреждениям края.

В результате этого анализа обязательно родится методический обучающий материал, который учтет все нарушения или ситуации, которые можно было бы предотвратить, и будет использоваться всеми практическими врачами в своей деятельности.
Антон Смертин
16:00, 17.06.10 url
Спасибо большое за конструктивный диалог. И в конце хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал по два пожелания. Одно пожелание – современной российской медицине, а второе – всем россиянам, пациентам и не пациентам.

Валерий Казинец

Желаю, чтобы медицина развивалась, а наш пациент меньше обращался к врачам, чтобы он не болел.

Каринэ Гурджиян

Тогда у нас не будет работы.

Виталий Ульянов

Ну, ничего!

Татьяна Солоненко

Будем без работы, значит.

Валерий Казинец

Все это, конечно, хорошо, но нужно все-таки воспитывать достойные кадры.
Если по большому счету сказать – уходит то поколение врачей, которое относилось к пациенту, как к близкому человеку. Мы пытаемся привить такое же отношение к молодежи, но, к сожалению, это мало кому удается.
Даже наши собственные дети, идущие в медицину, вроде бы и подражают нам, но веяния времени дают о себе знать. Тем не менее, надо воспитывать настоящего врача, который будет не только смотреть на карман пациента, но и относится к нему хорошо.

Каринэ Гурджиян

В работе нашей клиники есть бессменный девиз: "Его Величество Пациент!". Это наш главный принцип работы и отношения к людям. Поэтому я желаю всем россиянам здоровья, здоровья и еще раз большого здоровья, ведь это самое главное в жизни! А современным российским медикам желаю, как и всем людям, здоровья, а также постоянного профессионального роста, уж коль мы выбрали такую сложную профессию, то всегда должны самосовершенствоваться в профессиональном смысле.

Виталий Ульянов

Хочется пожелать медикам профессионализма и духовной теплоты. Я говорю эти слова не просто так. Недавно один мой товарищ вернулся из поездки за рубеж, где ему пришлось обращаться за медпомощью. Он говорит, что там медобслуживание.
Но сложилось впечатление, что с ним обращались, как с куском мяса.
Все -таки я хочу отметить, у нас осталось отношение к пациенту, прежде всего, как к человеку. Душевная теплота есть в нашей стране, как ни в одной другой. Накладки – это уже вопрос другого рода, а в целом медицина именно такая. Ну, а пациентам, конечно, здоровья.

Татьяна Солоненко

Как и все врачи, мы желаем пациентам здоровья. Хотелось бы также, чтобы было больше взаимопонимания между пациентом и врачом, так как именно от этого зависит мнение о медиках, которое складывается в обществе.
Врачам желаю самореализации в этой специальности, чтобы они никогда не жалели о выборе профессии.

Марина Вартазарян

Я бы хотела пожелать нам всем, отрасли здравоохранения в целом, сил и колоссальной энергии для того, чтобы реализовать те громадные планы, которые нам наметил губернатор. Столько задач, сколько стоит перед ним сейчас, еще не было. Для их реализации необходимо очень много сил. Модернизация будет идти, начиная с профилактической медицины и заканчивая высокой технологией.
Мы полны энтузиазма. Вот, например, сейчас у нас проводится Съезд медсестер. Это очень важно, ведь 75% манипуляций, которые проходят в стационаре делают медсестры. Вот почему и образовалось сестринское движение, 12 мая состоялся второй съезд и фармацевтических работников Кубани. Наша работа по профилактике – это колоссальный пласт, который уже работает.
Жители Кубани наконец-то услышали нас и поняли, что их это их собственное здоровье, они сами должны его поддерживать, создавать, культивировать, любить и так далее.
Мы также завозим совершенно новые технологии в наши учреждения. Вот из Ванкувера наша делегация привезла интересный график финансирования отрасли здравоохранения провинции. График показал, что если канадцы будут продолжать наращивание финансирования такими темпами, которыми они идут сейчас, то к 2020 году они перетянут на здравоохранение вообще все финансирование, которое есть в провинции. Они также думают о том, что единственный путь сдерживания бесконечного роста инвестиций в эту отрасль – это профилактическая работа. Весь этот опыт мы изучаем, а также адаптируем его к нашим условиям. И тут работает не только департамент здравоохранения. Вот, по инициативе губернатора Кубани А. Ткачева во всех муниципалитетах строятся спортивные площадки и стадионы.
На Кубани начали пересадку органов – и успешно! Столько внедряется новых технологий, что приезжающие к нам коллеги поражаются размаху!

Обратимся к моим пожеланиям. Хочу закончить нашу сегодняшнюю встречу словами губернатора: "Будьте здоровы!". Будьте здоровы все – и пациенты, и врачи.
В целом, у нас масса планов. Пусть наше население не волнуется. А закончить хочется телефонами "горячих линий" наших структур, куда можно обращаться.

"Горячая линия" департамента здравоохранения Краснодарского края – 259-70-82.
"Горячая линия" КТ ФОМС – 215- 24-52.

Форум