Войти Регистрация  Забыли пароль?
Круглый столАбитуриент-2010

Абитуриент-2010

Абитуриент-2010

30 марта 2010

Участники круглого стола обсудили работу вузов со школами по привлечению абитуриентов, уровень школьной подготовки абитуриентов, проблемы перехода на бакалавриат, изменение правил аккредитации вузов, а также ответили на вопросы пользователей портала ЮГА.ру.

Мероприятие проходило в бизнес-клубе "Формула" по адресу г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 238

Участники

Сергей Зенгин

Заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края

Родился в 1963 году в Геленджике. Закончил факультет истории КубГУ (1986). С 1986 по 1998 — учитель истории, заместитель директора по научно- методической работе средней общеобразовательной школы № 2 г. Геленджика. С 1998 по 2007 — руководитель управления образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края. В 2002 году – защитил кандидатскую диссертацию с присвоением научной степени кандидата педагогических наук. С 2007 года — заместитель руководителя департамента образования и науки Краснодарского края, курирует профессиональное образование и науку. Победитель краевого конкурса "Учитель года", "Отличник просвещения Российской Федерации", Заслуженный Учитель Кубани, кандидат педагогических наук, член коллегии департамента образования и науки Краснодарского края, член Президиума Совета ректоров вузов Краснодарского края и Республики Адыгея.
Владимир Турчин

Николай Цимбал

Помощник начальника Краснодарского университета МВД России по связям с общественностью

Заслуженный сотрудник ОВД Кубани, заслуженный журналист Кубани, лауреат премии МВД России, полковник милиции. Родился в 1957 году в Кореновском районе Краснодарского края. Закончил экономический факультет КубГУ (1982) и юридический факультет КЮИ МВД РФ (1998). С 1974 по 1975 — работа на Пашковском лесокомбинате Краснодара. С 1975 по 1977 — служба в армии. С 1979 по 1984 — работа в ВЛКСМ. С 1984 — служба в органах внутренних дел. С 2006 года — работа в Краснодарском университете МВД РФ в должности помощника начальника университета. Награжден медалями "За отличную службу по охране общественного порядка", "За доблесть в службе", "За боевое содружество", "За службу на Северном Кавказе", "За безупречную службу" трех степеней,  "200 лет МВД России", "За отличие в патриотической деятельности", нагрудным знаком "За отличную службу в МВД". Член Международной полицейской ассоциации (IPA), автор книг, посвященных образовательному учреждению МВД России.
Ольга Агрова

Проректор по довузовскому и дополнительному профессиональному образованию Кубанского государственного университета

Окончила в 1977 году факультет романо-германской филологии, обучалась в аспирантуре и докторантуре Кубанского государственного университета. Вся трудовая деятельность связана с КубГУ: работала преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры немецкой филологии, выполняла обязанности ответственного секретаря приемной комиссии, помощника ректора по работе с абитуриентами. В настоящее время является профессором кафедры немецкой филологии, проректором по довузовскому и дополнительному профессиональному образованию Кубанского государственного университета. Занимается вопросами довузовского образования, профориентационной работы со школьниками и абитуриентами, курирует деятельность Института тестовых технологий и общего дополнительного образования (подготовка в вуз, тренировочное тестирование) и Института переподготовки и повышения квалификации специалистов, в котором реализуются программы дополнительного профессионального образования. Доктор филологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Андрей Зайцев

Директор филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в Краснодаре

Родился в 1961 году. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (1985), кандидатскую диссертацию защитил в Ростовском государственном университете (1990). С 2005 года возглавляет Совет при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Профессор кафедры новейшей отечественной истории КубГУ.
Ирина Красина

Ответственный секретарь центральной приемной комиссии КубГТУ

Окончила Краснодарский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт по специальности "Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств" С 1993 работает в Кубанском государственном технологическом университете, в настоящее время — профессор кафедры технологии макаронного и кондитерского производства. С 2006 года руководит центром довузовской подготовки и является ответственным секретарем центральной приемной комиссии КубГТУ. Доктор технических наук.
Ирина Кунаковская

Проректор по учебной работе Кубанского института международного предпринимательства и менеджмента

Окончила Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт по специальности "Экономика и управление" (1994) и аспирантуру КИМПиМ, по специальности "Экономика и управление народным хозяйством" (2009). С 1994 по 1995 — работа в финансовом управлении администрации Краснодара. С 1995 по 2005 — работа в Департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края С 2005 по 2007 — работа в ЗАО ТД "Гидроавтоматика". 2007 — преподавание в Кубанском институте международного предпринимательства и менеджмента. С 2009 — проректор по учебной работе КИМПиМ. Кандидат экономических наук.
Татьяна Самарская

Ответственный секретарь приемной комиссии ГОУ ВПО "РГТЭУ"

Окончила факультет романо-германской филологии КубГУ (1981). С 1982 — работа в Краснодарском филиале РГТЭУ в должности ассистента, затем старшего преподавателя английского языка. С 2002 — председатель профсоюзного комитета, ответственный секретарь приемной комиссии. С 2003 — заведующая кафедрой иностранных языков Краснодарского филиала ГОУ ВПО "РГТЭУ". Кандидат филологических наук.

Вопросы пользователей


Вопросы и ответы (конференция окончена)

Обсуждение 1

Порядок вывода вопросов: прямой
Антон Смертин
16:40, 6.04.10 url
Добрый день, уважаемые участники круглого стола. Наша сегодняшняя тема – "Абитуриент-2010". Сегодня мы с вами сможем не только обменяться мнениями и обсудить вопросы, которые активно интересуют в т.ч. и молодежную интернет-аудиторию, но и поговорить между собой, так сказать, "о наболевшем". Не секрет, что качество образования – это во многом показатель развития страны. И с задачами, стоящими на сегодняшний день перед нашим государством справиться необразованным людям просто невозможно.

Итак, для начала хочется узнать, что происходит с конкурсом в вузы за последние пару лет, и какого конкурса Вы ждете в этом году? Будет ли он больше/меньше, чем в прошлом? Какие, с Вашей точки зрения, тенденции в этом прослеживаются?

Ольга Агрова

Прошлый 2009 год, конечно, отличался от всех прежних лет, потому что в штатном режиме вводился ЕГЭ. В связи с этим, у абитуриентов появилась возможность подавать документы в неограниченное количество вузов и на неограниченное количество специальностей. В КубГУ последние 2 года конкурс был очень высокий. Количество поданных заявлений в прошлом году составило порядка 25 тысяч. И наш вуз занял 6 место в России по количеству поданных заявлений.
Сказать, что такое положение дел должно вузы устраивать, наверное, нельзя, поэтому в этом году введено ограничение на количество заявлений. Причиной этого стало то, что дети, не ориентируясь в ситуации, просто подавали документы на поступление по перечню специальностей. И если они выбирали учебное заведение, в которое будут поступать, то специальность и факультет – уже нет.
В этом году, судя по дням открытых дверей, постоянному мониторингу специалистов вуза, спада в плане конкурса не ожидается. Более того, мы интересовались в департаменте образования и науки края – на Кубани в этом году количество выпускников, пусть незначительно, но увеличилось.
Ну что же, наш вуз к тому готов. Хотя, думается, что предпринятые шаги в плане уменьшения количества заявлений, ограничения направлений обучения внутри вузов, сокращение самих вузов, как-то стабилизируют работу, и дети будут более целенаправленно подавать документы.
Антон Смертин
16:43, 6.04.10 url
Сергей Семенович, Вы являетесь представителем департамента образования и науки края. Расскажите о ситуации на Кубани в целом.

Сергей Зенгин

На сегодняшний день в целом по краю конкурс в вузы снизился. Это связано с тем, что количество выпускников в целом у нас уменьшается. Хотя, в 2010 году на Кубани 11 класс окончат на тысячу ребят больше, чем в 2009 году.
Говоря о конкурсах в вузах, надо не забывать о неоднозначности вопроса. Ведь этот показатель зависит и от учебного заведения, и от конкретной специальности. К сожалению, у нас остается высокий конкурс на гуманитарные специальности, такие как юриспруденция, управление, вообще специальности экономического профиля. Тем не менее, за последние 2-3 года увеличился конкурс на специальности информационного и технического планов. И ректоры вузов, и администрация края активно занимается профориентационной работой. Мы разъясняем выпускникам о приоритете и востребованности таких специальностей в будущем.

Ирина Кунаковская

Наш вуз является некоммерческой организацией, поэтому о конкурсе, как о таковом, нам говорить не очень актуально, потому что мы не распоряжаемся бюджетными средствами. Те ребята, которые к нам приходят, в итоге и составляют контингент обучающихся, то есть мы принимаем всех в пределах численности, не превышающей заявленной лицензии.
Конечно, в прошлом году мы ощутили достаточно сильное снижение этого контингента, но, тем не менее, проследить некоторые тенденции относительно выбора специальностей все равно можно.
Мы готовим специалистов социальной направленности – экономистов и управленцев. Сегодня интерес к сугубо экономическим специальностям (например, бухгалтер) снижается, увеличивается – к управленческим специальностям. Это менеджеры и государственное управление.
В ключе ограничения количества заявлений в государственные вузы наш даже несколько выигрывает. Приходящие к нам студенты уже четко определены с выбором специальности, и ситуации, о которой говорила Ольга Викторовна, не произойдет.

Татьяна Самарская

Я представляю краснодарский филиал торгово-экономического университета, это государственный вуз, поэтому у нас своя специфика. Мы готовим, в основном, экономические кадры для торговли, но также обучаем и другим специальностям.
В прошлом году, в связи с вводом ЕГЭ, конкурс был, конечно, огромный даже для нашего филиала – от 30 до 60 человек на место.
По итогам дня открытых дверей этого года, несмотря на сокращение количества вузов, интерес к нашему филиалу также высок. Мы даже констатируем повышение количества желающих поступать к нам. Тем более, что у нас есть еще и отделение среднего профессионального образования, где мы готовим специалистов по пяти специальностям.
Я думаю, что мы своих абитуриентов наберем, потому что такие специальности, как финансы и кредит, мировая экономика, бухучет, и, особенно, экономика управления на предприятии торговли и общественного питания, очень востребованы.
Запланированное количество студентов в группе именно на эти специальности мы всегда набираем в соответствии с планом, недостатков таких абитуриентов пока еще не ощущали. Посмотрим, что даст этот год.

Андрей Зайцев

Место каждого образовательного учреждения определяется во многом его организационно-правовой формой. Надо понимать принципиальное отличие государственной и негосударственной систем образования.
Учредителем негосударственных образовательных учреждений в системе обществознания, как у нашего вуза, является юридическое лицо, общественная организация. И это не частный вуз, как иногда бывает, а, как я считаю, промежуточная форма между государственным и негосударственным образованием. Отличие в том, что государственные учреждения финансируются из бюджета, а негосударственные – нет. Хотя требования одинаковые. Аккредитационные показатели зачастую в негосударственных вузах спрашиваются с большей ответственностью, чем в государственных.
И, в силу этой специфики, у нас поле деятельности у нас немного иное.
Так как страна ориентирована в последнее время на развитие малого и среднего бизнеса, на формирование среднего класса, мы видим свою нишу как раз в подготовке кадров именно для этого сектора экономики – реальной экономики и для банковских структур, потому что стоимость обучения зачастую определяет и предназначение тех, кто получает это образование. На стадии поступления мы объясняем своим абитуриентам, для чего мы их готовим.

Когда-то общество "Знание" занималось ликвидацией правовой и экономической неграмотности на уровне лекций, сейчас в соответствии государственным стандартам мы делаем правовые экономические знания на уровне высшего образования всеобщим достоянием, потому что есть семейный, частный, индивидуальные предприятия. Ведь необязательно окончить классический университет для того, чтобы, предположим, вести свой бизнес.
Мы со спокойным оптимизмом смотрим в будущее, так как у нас уже сформировалась система. Ссузы, вузы, техникумы предоставляют нам абитуриентов для получения высшего образования по ускоренной программе в соответствии с адаптированными и скорректированными программами, но это, естественно, не отменяет и того, что мы работаем для абитуриентов "с улицы". Ведь наш институт имеет филиалы в 28 городах, включая ближнее зарубежье – Ереван, Рига, Москва, Красноярск.
Но, скажу честно, по дневному отделению прошлый год был, конечно, со значительным понижением, так как у ребят появилась возможность поступить на бюджетное обучение в государственный вуз.
Что касается заочников, в случае получения второго высшего образования или повышения своего уровня со среднего специального до высшего, то здесь ситуация на уровне прошлых лет сохранилась даже с некоторым плюсом.

Ирина Красина

Мы представляем государственный вуз, один из крупнейших на Кубани. В своей работе мы не ощутили отсутствия абитуриентов. Если посмотреть на прошлый год, то количество заявлений по объективным и субъективным причинам у нас значительно увеличилось. Больше 36 тысяч было подано в сумме по всему университету. Конкурс на некоторые специальности тяжелого технического и технологического профиля превышал 40 человек на место. Это строительные специальности, например, компьютерные технологии, которые в последнее время пользуются, действительно, огромной популярностью.
Но это еще не факт для самоуспокоения. Если посмотреть на контингент абитуриентов этого года, то их, действительно, немного больше. Но стоит обратить внимание, что при сдаче ЕГЭ третьим необязательным экзаменом люди чаще всего заявляют обществознание. Из всех наших студентов химию заявили желание сдать только 2,5 тысячи человек, физику – 5 тысяч. Хотя именно эти предметы нужны для поступления в технические вузы.
На сегодняшний день у нас нехватка инженерных кадров, кадров для промышленности, поэтому вот наша работа состоит именно в том, чтобы проводить профориентирование абитуриентов края. Мы выезжаем в районы и там работаем непосредственно в школах с выпускниками, изъявившими желание идти в технический вуз.
Специальности экономического профиля занимают малую долю в общеобразовательных программах вуза. Поэтому мы стараемся привлечь абитуриентов к нам, рассказывая им о плюсах и минусах технического образования.

Николай Цимбал

Академия МВД находится в особом положении по сравнению с другими вузами Краснодарского края, являясь ведомственным учебным заведением. У нас набор осуществляется в соответствии с разнарядкой МВД, то есть выделяются места для комплектующих органов. У нас 34 комплектующих органа, это МВД и УВД субъектов ЮФО и Северо-Кавказского округа. В этом году буквально неделю назад был подписан приказ министра о наборе в 2010 году. Некоторые вузы (их пять) все-таки не принимают студентов в этом году, а наш даже увеличил набор.
Хотя в этом году мы не набираем в этом году Новороссийский филиал университета, Нальчик и Махачкалу. Головной же вуз увеличил количество абитуриентов, в том числе и иностранных студентов, они в этом году придут учиться впервые.
Для того, чтобы оформиться в наше образовательное учреждение, необходимо пройти очень длинную ступень оформления – завести личное дело, пройти медкомиссию, первичный отбор, проверить уровень физической подготовки.
Особенностью нынешней компании набора в образовательное учреждение является и то, что МВД сейчас находится на этапе реформирования. Всем известно, что в декабре месяце был подписан указ Президентом РФ о реформировании МВД РФ. В целом реформа МВД подразумевает улучшение и совершенствование материального довольствия сотрудников внутренних дел, программа включает в себя решение жилищного вопроса служащих, и так далее.
Один из моментов указа – сокращение личного состава министерства на 20%.
Ходили слухи, что набора в наши учебные заведения вообще не будет. Но, тем не менее, у нас есть приказ о наборе. В прошлую субботу мы успешно провели день открытых дверей.
У нас комплектующий орган на одно выделенное место должен оформить не менее 2 кандидатов. Если говорить по прошлому году, например, некоторые республики (Кабардино-Балкария), на следственный факультет оформляли 10 дел, то есть конкурс был 10 человек на место. Прошу заметить, что конкурс региональный.
За сутки с субботы на воскресенье после дня открытых дверей на наш сайт поступило около 100 вопросов по поводу поступления. Это значит, что люди продолжают интересоваться учебой в наших образовательных учреждениях.
Я думаю, в этом году, несмотря на то, что явно идет тенденция очернения деятельности органов МВД в СМИ (и к этому есть основания к этому, например, ситуация с Евсюковым), ситуация с набором будет нормальная. Абсолютное большинство сотрудников милиции добросовестно исполняет свои обязанности. Даже взять страшные события в московском метро, первыми на месте происшествия были сотрудники транспортной милиции. Хотя принято решение о расформировании транспортного департамента.
Я думаю, в этом году мы не будем испытывать проблем с кандидатами. Проблема в том, чтобы пришли те, кто хотят служить, кто может служить, те, кто по своим моральным, нравственным, психологическим качествам способен это делать, а не такие как Евсюков.
Подчеркиваю, что наш университет не имеет первоначального влияния на отбор абитуриентов. Абитуриенты отбираются комплектующими органами.
Тем не менее, мы делаем все для того, чтобы внести свой вклад в отбор наших будущих курсантов, для того, чтобы студенты учились на своем месте.
В этом году у нас все будут учиться на бюджете, на внебюджетную форму обучения набор приостанавливаем.

Владимир Турчин

Я представляю творческий вуз и мне, наверное, будет проще ответить на ваш вопрос.
По конкурсу в нашем вузе в соответствии со спецификой более чем на половину специальностей сохранилось право проведения вступительного испытания творческой направленности.
Уже виртуально поданы заявления на гуманитарные, экономические специальности. И, действительно, конкурс вырос в разы, в 10-15 раз.
Но если говорить о сугубо творческих специальностях, то востребованы, в основном, дизайн, режиссура кино и ТВ. Здесь конкурс как был 3-5 человек на место, так и остается. Ситуация равна прошлым годам.

Практика показывает, что абитуриенты, поступающие на эти специальности, подают одно заявление. Встречаются и 2 заявления, но на родственные специальности, допустим, социально-культурная деятельность и театральное искусство.
Вместе с тем, вызывает тревогу то, что сегодня сокращается количество выпускников школ искусств, музыкальных школ, сокращается и количество выпускников в творческих сузах. Так, например, в Северском колледже по специальности хорового дирижирования выпускников 3-4 человека, при том, что план набора составляет 10-12 человек. Поэтому мы адресно работаем со школами искусств, ссузами.
В то же самое время увеличивается набор на заочное отделение. Это связано и с экономическим кризисом, и с тем, что многие работники культуры должны повышать свой профессиональный уровень в связи с требованием времени.
Антон Смертин
16:49, 6.04.10 url
А теперь не о количестве, а о качестве. Хотелось бы, чтобы Сергей Семенович рассказал, что у нас происходит с качеством выпускников школ. Наверняка же есть какие-то исследования по краю, что происходит с уровнем образования, качеством абитуриентов. Соответственно, от представителей вузов хотелось бы узнать, довольны ли Вы нынешними выпускниками школ?

Сергей Зенгин

Сегодня нам проще стало оценивать уровень обученности выпускников, это связано с введением ЕГЭ, который уже несколько лет действует в системе общего образования. Таким образом, мы можем анализировать уровень знаний не только в рамках края, но и в рамках страны в целом.
Наши результаты вполне сопоставимы с результатами по всей России. Мы держим средний российский показатель по русскому, математике, предметам по выбору.
Кроме того, для нас очень важна еще и статистика участия наших школьников в олимпиадах различного уровня, начиная от краевых и заканчивая всероссийскими, международными и так далее. В последние годы количество таких ребят увеличилось значительно. Только в прошлом году победителями олимпиад разного уровня стали более 100 кубанских ребят. Это значит, что наши выпускники – активные люди, они занимаются дополнительно, а тот уровень знаний, который они приобрели в школе, позволяет им достойно выступать на различного уровня интеллектуальных соревнованиях.
Долгое время в комиссии были споры, насколько результаты ЕГЭ будут востребованы вузами. Ведь бывает и так, что выпускник, поступивший в вуз по результатам ЕГЭ, по итогам первой же сессии оказывается отстраненным, так как не смог сдать этот же предмет на сессии.
Поэтому мы со своей стороны совместно с ректорами вузов на президиуме совета ректоров, который был в декабре 2009 года, приняли решение провести сравнительный анализ по результатам зимней сессии. Около 80% первокурсников подтвердили свои знания в соответствии с ЕГЭ.
Антон Смертин
16:50, 6.04.10 url
Коллеги, вы представляете самые разные вузы и самые разные специальности, что вы можете сказать о качестве знаний тех, кто к вам поступает?

Андрей Зайцев

Если позволите, я немного с другого конца зайду, с высшего образования. Я имею опыт преподавания в КубГУ и, возглавляя негосударственный вуз, могу подтвердить, что и там, и там процент мотивированных, заинтересованных и способных к продолжению обучения учеников составляет порядка 10-15%. В эту статистику включены не только обладатели красных дипломов.
В моем представлении в школе на выходе процент приблизительно такой же. Многие, увы, и это надо признать, поступают в вуз исходя из того, что высшее образование – это престижно, необходимо. Мы же исходим из того, что право на образование – это конституционное право человека, ему надо дать шанс и возможность его получить. И если он выдержал 11 лет в школе или 3 года в ссузе и хочет дальше учиться – то пусть попробует. Другое дело, что у нас в филиале института до выпуска также где-то 10-15% не доходят. Они отсеиваются после первых же сессий, в середине учебного года, потому что качество – это визитная карточка вуза и работает она на перспективу, соблюдая свой порог.
В школах, к сожалению, опять-таки все по-разному. Медалист или победитель олимпиад предпочитает, как правило, вузы столичные или наши ведущие кубанские вузы, вузы ЮФО. Поэтому приходится иметь дело с разными категориями людей. Но наша задача – мотивировать и дать им способность почувствовать вкус к образованию. Люди ведь с годами умнеют, хотелось бы в это верить. То, что в школе было на уровне установки родителей, при переходе к получению высшего образования, особенно если это второе высшее образование, или после техникума, уже начинает восприниматься по-другому. Здесь же речь идет о школьниках?
Антон Смертин
16:52, 6.04.10 url
Да.

Андрей Зайцев

О школьниках. Благодаря ЕГЭ отсекаются все, кто не способен преодолеть порог успешности. Если он не справился с ЕГЭ, понятное дело, что в вузе он учиться не сможет. В этом позитивную функцию единого экзамена я вижу.

Ольга Агрова

Вообще, можно отметить дифференциацию образования именно школьного. Поскольку выпускники, готовясь к поступлению в вуз, целенаправленно 2 года занимаются русским, математикой, обществознанием, но совершенно запускают историю, литературу, географию и другие предметы.
Конечно же, на первом курсе преподаватели сталкиваются с этими проблемами. Великолепные знания по математике и плохие знания по истории и так далее. Поэтому первая сессия и показывает, что студенты хорошо сдают профильные предметы, а остальные – нет.

Ирина Красина

Я не совсем согласна с коллегой. Мы четко прослеживали в этом году корреляцию между поступившими абитуриентами и их знаниями по предметам вступительных испытаний и результатам сдачи сессии. Корреляция хорошо видна за редким исключением. Эти исключения как раз и составляют те самые немотивированные студенты, которых привели родители, или те, которые выбрали себе специальность по чьей-то указке, совету. Они могут плохо сдать сессию, могут уйти из университета. Но, в принципе, основная масса абитуриентов, которая поступила, сдают сессию примерно на уровне ЕГЭ.
Хотя на первых этапах им бывает очень тяжело. У нас вот в вузе предусмотрена промежуточная аттестация. Иногда на первой аттестации те, кто хорошо сдал ЕГЭ, где-то дают слабинку. Но после первой аттестации, они начинают понимать, какая в вузе система контроля, они начинают подтягиваться и выравниваются к сессии.

Ольга Агрова

Я могу добавить к этому несколько слов. Мне кажется, нельзя говорить просто – уровень школьного образования. На всевозможных совещаниях и конференциях мы говорим о том, что надо объединять усилия всех уровней образования. Это очень важно, ведь выпускники не живут изолированно каждый в своей школе. Существует система довузовского образования. Кроме того, большинство вузов уже начало переход от массовых профориентационных мероприятий к индивидуальным формам работы, в частности, не только по предметам ЕГЭ нужно готовить, их нужно еще и профилировать. Вот как у нас в вузе есть (я не знаю, как в других вузах) такие курсы, как введение в специальность, их проводят адаптировано для старшеклассников и выпускников.
Кроме того, мы всегда берем сведения в департаменте образования и науки о профильных классах. Наши преподаватели могут проводить там открытые уроки, консультировать и обеспечивать методическое сопровождение. И со многими школами у нас есть такие договоры о сотрудничестве, которые дают свои результаты.
Мне кажется, если мы усилия объединим – качество знаний выпускников повыситься, и затем уже студентов в вузе и на выходе специалистов.

Николай Цимбал

Я, например, еще и школьный учитель. В течение трех лет один раз в неделю, в субботу, работаю в одной из школ города по программе, которую мы проводим под эгидой Совета ветеранов краснодарского университета МВД, взаимодействуем с управлением внутренних дел города, занимаемся правовым воспитанием детей.
В школе, где я работаю, директор нашла возможность организовать курсы по выбору для школьников, начиная с 9 класса.
В девятом классе проводятся уроки "Основа правовых знаний", в 10 классе – курс, длительностью 34 часа, "Правоохранительные органы РФ", "Экономическая безопасность", в 11 классе – "Криминология". То есть все направлено на то, чтобы подготовить ребенка к жизни с точки зрения права, идет разъяснение им своих прав, обязанностей, положения в обществе и так далее.
Я знаю, что из 28 выпускников этого года (это дети, с которыми я уже третий год занимаюсь), 4 человека собираются поступать в образовательное учреждение МВД России. Я не знаю, какие у них шансы, потому что очень мало мест выделяется, но я стараюсь им подсказывать и помогать.
Так что мы тоже готовим своего будущего абитуриента. Мне кажется, это очень важно.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в образовательное учреждение МВД, можно хорошо учиться в простой школе таким дисциплинам, которые нужны будут необходимы при поступлении. Например, юриспруденция, русский язык, обществознание. Также надо иметь физическую подготовку, стараться участвовать в конкурсах, потому что те, кто участвует и побеждает в олимпиадах, принимаются к нам без экзаменов.

Ирина Кунаковская

Мы работаем со школами, в основном, не со школьниками, а именно с педагогами. И вот с чем столкнулись. Если среднестатистический показатель уровня знаний школьника примерно один и тот же, то в наших сельских районах и отдаленных районах в виду неукомплектованности преподавательского состава в школах преподавание и подготовка к ЕГЭ ведется зачастую только по профильным дисциплинам – русский и математика.
И, то ли в виду собственной какой-то неинформированности, преподаватели не предоставляют абитуриентам информацию о том, что для поступления надо сдавать как минимум три единых экзамена, а не два.
К сожалению, с этой проблемой мы сталкиваемся не понаслышке. Мы постоянно получаем звонки на нашу "горячую линию". Люди хватаются за голову и говорят, извините у нас сдано всего 2 экзамена, но мы хотим поступать. Или же, что они сдали третий экзамен совсем не тот, который им нужен для поступления на желаемую специальность.
В итоге мы получим немотивированного специалиста, либо он перепрофилируется на старших курсах, либо будет работать непосредственно по специальности. Но это неэффективность вложенных бюджетных средств, работы системы высшего образования и работы начального образования.
Этот вопрос, наверное, немного не входит в регламент нашей сегодняшней встречи, но именно над этим надо задуматься, и, как правильно сказал Николай Григорьевич, надо работать индивидуально в школах, разъяснительно работать с преподавательским составом.

Сергей Зенгин

Может, это немного не формат круглого стола, но я скажу следующее. Разъяснительная работа по вопросам ЕГЭ как среди учителей, так и среди школьников и родителей проводится в крае активно и действует уже не первый год. Система налажена, в том числе и через СМИ.
Даже во время форума "Создай себя сам" проводится 2-часовой семинар, который так и называется – "Вопросы ЕГЭ". Любой выпускник может подойти и послушать всю необходимую информацию.
Далее о фактах выбора двух экзаменов вместо трех. Наоборот, мы агитируем студентов, чтобы он выбирал как можно больше экзаменов, ведь тогда у него будет больше шансов поступить в вуз, больше возможностей выбрать нужную специальность.
Мы действительно считаем, что вопросы социальной, профессиональной и материальной поддержки очень важны, и стараемся эти вопросы решать.
Да, проблемы есть, но, что касается профориентационной работы и информирования выпускников, работа ведется. И результаты есть. По результатам сдачи ЕГЭ видно, что процент выпускников сельских школ, поступивших в вузы или сузы, как раз увеличился.
Антон Смертин
17:01, 6.04.10 url
Давайте более подробно поговорим о Едином государственном экзамене и других нововведениях, касающихся, в первую очередь, системы поступления. Как вы оцениваете эту систему? Что дал ЕГЭ положительного/отрицательного вашему вузу? Словом, все о ЕГЭ и других образовательных инновациях, касающихся абитуриентов и поступления.

Ольга Агрова

В целом можно сказать, что отношение к ЕГЭ положительное, так как этот вид экзамена действительно позволяет определить реальный уровень знаний абитуриентов.
Также хотелось бы отметить, что с каждым годом все лучше и лучше становится сама процедура организации ЕГЭ. Если год-два назад абитуриент приходил к нам за информацией, касающейся поступления в целом (что, где и как сдавать), то теперь он просто узнает, какие вступительные экзамены нужны для поступления на тот или иной факультет и все.
Здесь как раз департамент образования работает очень хорошо, абитуриенты полностью осведомлены о процедуре сдачи, регистрации. Наш же вуз сохранил право на вступительные экзамены творческой направленности, которые мы организуем самостоятельно.

Николай Цимбал

Безусловно, к ЕГЭ мы относимся положительно. Результаты ЕГЭ – это важный элемент при наборе наших курсантов, но очень здорово и то, что у нас есть дополнительные испытания.
У нас есть тесты, третий экзамен – тестирование, кроме того, экзамен по физической подготовке, сдача нормативов, а также – тест на наркотические средства.

Ирина Красина


Мы вместе с КГУ стояли у истоков ЕГЭ. Наши преподаватели начинали учить учителей в школах процедуре проведения ЕГЭ, передавая опыт централизованного тестирования.
Такое тестирование дало нам очень много навыков и возможность нашим преподавателям эффективно работать на ЕГЭ.
Поскольку мы были за тестирование, то ЕГЭ, безусловно, тоже положительный момент. Он позволяет нам вообще уйти от внутривузовских экзаменов. Сейчас мы практически не принимаем свои экзамены, за редким исключением только лишь у тех, кто имеет право на внутривузовский экзамен, а это очень маленькое число абитуриентов.
Если говорить об уровне проведения ЕГЭ у нас в крае, то он очень высок. А вот в прессе очень много муссировался вопрос о том, что в республиках Северного Кавказа ЕГЭ проводят необъективно. И с этим мы сталкиваемся постоянно – ребята приходят с очень высокими баллами, а заявление на поступление без ошибок написать практически не могут. Потом учиться в вузе им очень тяжело, хотя мы и оказываем им всевозможные содействия. Но здесь сложнее прослеживается та корреляция, которая видна между ребятами, поступающими из нашего края.
Если бы уровень проведения ЕГЭ и требовательность во всех регионах была такая же, как у нас – было бы просто замечательно.

Андрей Зайцев

Я хотел бы оттолкнуться от выступлений моих коллег и сказать о том, что наше образовательное учреждение также стояло у истоков проведения ЕГЭ, в частности, вместе с КубГУ первые тестирования мы проводили на базе филиалов техникума общество "Знания".
С одной стороны, ЕГЭ позволяет уйти от необъективности и субъективности в определении уровня знаний школьника. Это во многом позволяет снизить и коррупционность на стадии вступительных экзаменов, хотя иногда она в ЕГЭ приобретает неожиданные формы.
За ЕГЭ – будущее, поскольку это формализация критериев по всей стране, это то, к чему мы все должны были прийти, чтобы лучшие могли рассчитывать на обучение в тех вузах, которых они заслуживают.
Понятно, что процесс внедрения системы идет с проблемами на таких факультетах, как, скажем, ФИСМО. Мы ведь готовим гуманитариев, а не счетные машины с запоминающими устройствами, которые в состоянии аппелировать фактами, но не в состоянии анализировать их. Здесь уже отбор и селекция на стадии вуза происходят. Если раньше это можно было выяснить во время вступительных экзаменов, то теперь – нет.
Вывод: ЕГЭ нужен, необходим и за ним будущее.

Ирина Кунаковская


Да, уже все сказано, и за ЕГЭ – будущее. Хотелось бы поразмышлять или помечтать что ли. Все-таки, кроме ЕГЭ должен быть и еще дополнительный отбор, чтобы было понимание профильности и мотивированности поступающего.
Понятно, что это решение будет приниматься на уровне Министерства образования, но получается, что у нас сейчас на разные специальности профильными предметами являются одни и те же – обществознание, где-то химия. И это на абсолютно разные с точки зрения прикладного характера специальности. Это неправильно.
Я касаюсь этого вопроса как раз из-за естественной конкуренции между государственными и негосударственными отборами. Зачастую мы имеем картину: государственный вуз обладает приоритетом не только в плане наличия бюджетных мест, а, значит, наличия экономической привлекательности для поступающего, но и отсутствием каких-то таких дополнительных испытаний, и низким уровнем приема абитуриентов по сравнению с другими вузами.

Я понимаю, что привлечь к себе внимание – это дело отдельно каждого вуза. Но для того, чтобы конкуренция была объективной и сопоставимой, считаю необходимым ввести какие-то профильные испытания. И, конечно же, сами пороговые значения по приему по результатам ЕГЭ должны быть достаточно высоки для того, чтобы обладали правом обучения на бюджетной основе, действительно, лучшие ребята. Те, кто станет потом потенциалом страны.
Антон Смертин
17:06, 6.04.10 url
Сергей Семенович, что Вы можете сказать о ЕГЭ с точки зрения управленца в системе образования?

Сергей Зенгин

Как управленец и учитель в школе с 12-летним опытом работы, я всегда озадачивался этим вопросом. Старшеклассник ранее был обеспечен двойной нагрузкой – ему необходимо было сдать отдельно школьные экзамены, а потом еще и вступительные в вуз.
Также при сдаче экзаменов в школе всегда возникала ситуация субъективного фактора оценки во взаимоотношениях ученик- учитель. Так вот, ЕГЭ как раз устраняет эту субъективность во взаимоотношениях.
Надо также помнить, что в рамках ЕГЭ есть не только задания на понимание, но и задания в том числе этического характера (задания типа С). Это, все-таки, показатель того, насколько выпускник еще и может анализировать материал, решать задачи повышенной сложности.
Хорошо и то, что теперь выпускнику не надо два раза сдавать экзамены. Теперь он сдает ЕГЭ, и его принимают в вуз по этим результатам.
Дальше – будут предприняты шаги по оптимизации приема абитуриентов в вузы, на некоторые специальности появятся творческие испытания. Также нельзя забывать, что в вуз принимают и по результатам олимпиад. Таким образом, система постепенно совершенствуется.
Со временем в плане профильного обучения мы наберем темп. Вузы совместно со школами будут готовить ребят для поступления. То есть возникнет профотбор на этапе школы, а ЕГЭ уже станет своего рода подтверждающим фактором знания выпускника.
Что же касается порога, то в этом году вузы имеют право по новому положению на всех экзаменах заниматься его регулированием, делать его больше установленного минимума.

Ольга Агрова

Мы начали проводить централизованное тестирование в 1995 году. Это была первая ласточка – первые 200 человек, и нам показалось, что за этим будущее. Хотя наши преподаватели были против. А я всегда говорила – вот посмотрите, наступит момент, когда будут детей тестировать.
Чем хорошо? Единый критерий оценки проверяется по единому программному обеспечению. В оценках 4 и 5 граница настолько условна… А здесь 100-бальная система, очень удобно. Но, конечно, если мы будем глубже анализировать ситуацию, то, наверное, Андрей Алексеевич прав, для гуманитариев одного ЕГЭ недостаточно.
Возьмем хотя бы ЕГЭ по иностранному языку. В ходе экзамена проверяется чтение и письмо, а вот произношение – нет. Выход есть – профильные классы, поштучный отбор абитуриентов, когда человек на ЕГЭ только подтверждает свои знания. Тогда у нас будет возможность слышать и видеть способности ребенка заранее.
По крайней мере, на данном этапе ЕГЭ свою функцию выполняет – по единым критериям позволяет оценить уровень подготовки школьников, а дальше – надо совершенствоваться.
Олимпиады – тоже выход. Мы в своем вузе проводили "Дерзай и поступи в КубГУ" (по типу "Покори Воробьевы горы" в МГУ). Все это должно вводиться и проводиться, и ребенок как бы пошагово будет выбирать нужный ему уровень подготовки. У нас в стране проводится 2 всероссийские олимпиады школьников, в прошлом году, действительно, большая часть победителей уехала в Москву и в Питер. Тем не менее, и в наш вуз ребята поступают. Всего же на сегодняшний день существует порядка 120 вузовских олимпиад. Я думаю, что вузы края тоже могут подключаться к их проведению, потому что столичные вузы ищут партнеров на Кубани.
Сочетание всех этих форм и хорошая профориентационная работа вузов, и профильная подготовка в школах – все это в совокупности нам поможет получить хороших абитуриентов.
Антон Смертин
17:09, 6.04.10 url
Меняется не только система образования, меняется и ситуация в стране. Какие-то специальности становятся менее востребованными, по каким-то мы подготовили за последние лет 10 такое количество специалистов, которые никогда не найдут себе работу по специальности. Например, те же юристы и экономисты.
Что происходит сейчас? Что вузы предлагают абитуриентам из новых специальностей? Существует ли механизм регулирования и перебрасывания абитуриентов на более инновационные и востребованные специальности?
Словом, есть ли какие то подвижки внутри вузов с новыми специальностями, и какие? Проводится ли работа с абитуриентами с целью их грамотного фокусирования на специальностях приоритетного направления?

Андрей Зайцев

Я скажу мнение, с которым коллеги в большинстве своем не согласятся. Но, тем не менее, некоторый элемент провокационности в этом есть. Вот Ирина Александровна затронула тему эффективности вложения средств в образование, по-моему, она актуальна только для бюджетной формы подготовки.
Государство должно четко отслеживать, на что тратятся бюджетные деньги – на подготовку каких специалистов. И Антон Юрьевич, обеспокоенный перепроизводством юристов и экономистов, очевидно, в этом совершенно прав. Потому что если они не нужны, но они могут учиться на бюджете, то спрашивается – кто же за это платит? Получается, что налогоплательщик.
Но, в то же время, у человека есть право потратить свои деньги на тот вид образования, который он считает необходимым. И если это его деньги, то сейчас в эпоху кризиса, как нас учат аналитики, лучшее вложение инвестиций – это инвестиции в образование.
Я уже остановился на теме правовой и финансовой безграмотности нашего населения. Все эти пирамиды, наша правовая вопиющая неграмотность происходят исходя из того, что в школе этому не учат. Эти знания человек может освоить только на уровне высшего образования, а не каких-то курсов и ликбезов.
И если Япония подошла к тому, что высшее образование становится там почти повсеместным – мы же не удивляемся их прорывам технологий – если мы видим, что в Америке практикующие юристы занимаются обслуживанием реальной экономики в таких масштабах, то все это говорит об одном. Стоит задуматься над правильностью формулы "Спрос рождает предложение".
И если образовательные услуги являются все-таки рынком, то кто купит некачественный товар? Ведь потребитель уже научился разбираться, что дипломов масса и людей с высшим образованием масса. Ему надо искать работу, ему нужны знания. По-моему, все уже давно поняли (и дети, и родители), просто получить корочку и потом остаться без работы – это глупо. Люди не хотят тратить деньги впустую. Они смотрят, куда идти учиться и какое образование получать.
Я соглашусь заранее с тем, что мы должны проводить профориентационную работу, мы должны грамотно регулировать рынок образовательных услуг, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. Но надо понимать, что туда из-под палки никого не загонишь. В свободной рыночной экономике человек должен сам распоряжаться своими деньгами и сам определять, как ему готовиться для этой жизни.
Функция государства должна сохраняться, как регулятора по качеству образования, системы аккредитации и лицензирования. Сейчас эта тема, кстати, озадачила и руководство страны.
Вот мой филиал, например, проходил в прошлом году систему лицензирования в связи с тем, что у нас истек срок действия лицензии. В этом году мы опять проходим лицензирование, потому что истек срок действия договора аренды. Это кипы документов и соответствующие затраты времени и денег. Силы и средства тратятся не на качество образования, а на расходование средств, к счастью, небюджетных. Но на то, чтобы кормить бюджет. Мое мнение – кесарю – кесарево. Бюджетные деньги необходимо тратить разумно, рационально.
Мы в этом заинтересованы как налогоплательщики. А частный инвестор тратит свои деньги так, как считает нужным. Иначе у нас будет не рыночная экономика, а какой-то гибрид непонятный.
Например, в Китае все образование, включая государственное, платное. Там нет бесплатного образования, оно разлагает и развращает. Я согласен с Ириной Александровной, что государственные вузы должны так высоко порог ЕГЭ задрать, чтобы на бюджет поступали только самые одаренные ребята, те звездочки, которые должны получить самое престижное образование в ведущих вузах.
Но помните, что сегодня в государственных вузах 2/3 часть студентов учится на договорной форме обучения. И стоимость обучения в 2-3 раза выше, чем в негосударственных.
Поэтому для меня странно, когда у нас начинают говорить, что засилье негосударственных вузов – угроза нашему образованию… Вот тут Сергей Семенович подтвердит – 10% студентов нашей страны учится в негосударственных вузах. Вся остальная масса – в государственных вузах на договоре. Вот таким может быть нестандартный подход к перспективам.
Антон Смертин
17:11, 6.04.10 url
Прошу прощения, но давайте вернемся к вопросу. Ваш вуз предлагает новые специальности в соответствии с мониторингом рынка труда?

Андрей Зайцев

Да, у нас, скажем, специальность "Прикладная информатика в экономике" сейчас является наиболее востребованной. Но, на удивление, специальность "Прикладная информатика в юриспруденции", которая, казалось бы, тоже должна быть востребованной, не пользуется такой же популярностью. Мы думали, что она подойдет и для системы органов внутренних дел, правоохранительных органов, но рынок сам отрегулировал ситуацию. И никакими демпинговыми ценами никого туда не заманишь. Здесь все будет регулироваться спросом и предложением.
На опыте своего филиала мы понимаем, что к нам приходят получать образование либо после мсуза, либо после вуза – второе высшее. Это говорит о том, что государственный образовательный сектор сейчас в состоянии переварить большую долю выпускников школ, абитуриентов.
Но абитуриенты сейчас… Сергей Семенович, какую долю выпускники школ, поступающие в вуз, составляют в общей доле принятых за год студентов?

Ирина Красина

Третья часть.

Андрей Зайцев

Третья часть, то есть мы говорим о 30%. Понимаете, лозунг ЮНЕСКО 1997 года "Образование – через всю жизнь" еще в прошлом веке был осознан Европой, у нас же только сейчас начинает доходить до умов.
Мы начинаем понимать, что формы дополнительного профессионального образования на стадии вуза – это наше будущее. Человека надо переучивать каждые 3-5- лет, но у нас, дай Бог, раз в 10 лет случается повышение квалификации. Мы от классической ранее у нас схемы уходим. Вот человек окончил школу, поступил в вуз, получил свой "поплавок" (или, как раньше называли, "ромбик") о высшем образовании, чтобы держаться на плаву до пенсии.
Сейчас все по-другому, но мы только входим в этот процесс.

Ирина Красина

Сейчас, наверное, практически все вузы ищут себя на рынке образовательных услуг, и поэтому естественно, что бюджетная составляющая во всех вузах составляет всего одну треть. В прошлом году мы набрали около 5 000 тысяч абитуриентов, из которых только 1300 были оформлены на бюджетные места.
Все остальные студенты пришли или получать второе высшее, или образование в сокращенные сроки. Вывод: рынок услуг действует и на государственные, и на негосударственные вузы.
Для того, чтобы привлечь в наш сложный технический вуз на специальности технического профиля, есть еще несколько приемов. Это предложения дополнительного профессионального образования. Половина наших студентов, обучающихся на втором курсе, получают второе высшее образование параллельно.
Мы объясняем это таким образом. Зачем человеку идти на чисто экономическую специальность, когда он может организовать свой бизнес, пойти работать в промышленность, работать в своей фирме. А для этого нужно разбираться не только в экономике, но знать промышленные технологии, обработку, станки.
Второе техническое образование потом получить очень сложно (6 лет, как минимум), а получать параллельно экономическое образование и очень удобно, и реализуемо. Некоторые студенты параллельно получают юридическое образование, некоторые – и юридическое, и экономическое.
Ведь сегодня современные технологии требуют, чтобы руководитель разбирался не только в каком-то узком направлении, но был и специалистом широкого профиля.
Посмотрите, сколько людей сегодня приходит на второе высшее в нефтянку, в строительство. Это происходит потому, что руководитель, создавая свою фирму и работая на ней, видит, что ему не хватает этих знаний, и он стремится их получить.
Так вот, работая со студентами и абитуриентами, мы разъясняем пользу второго высшего образования.

Ольга Агрова

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование, а также система непрерывного образования в целом очень актуальны.
Большие крупные ведущие вузы нацеливаются на это, перенимая мировой опыт.
В нашем университете, например, существует лицей, в котором обучаются уж точно профориентированные дети. Там преподают специалисты, а на выходе студент получает результат выше среднего. Далее есть в КубГУ и институт начального среднего профессионального образования. Конечно, сам вуз, который предлагает 51 направление бакалавриата и 34 магистратуры.
А потом – система дополнительного профессионального образования – переподготовка и повышение квалификации. Программы тоже разные, можно расширить сферу профессиональной деятельности. То есть, обучаясь на экономическом факультете, студент может приобрести дополнительную квалификацию – переводчик в сфере профессиональной коммуникации.
Открыта и дополнительная квалификация – преподаватель, если ее студент проходит, то он может преподавать по своей специальности.
В рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи появилась новая специальность – менеджер в сфере курортов и туризма. Она, думаю, будет очень востребована.
Вообще, мы заметили, что актуальным становится и специальность переводчика, язык нужен…
На самом деле, если усилия всех уровней образования объединить, то, я еще раз повторяю, это будет очень хорошо для экономики России.

Владимир Турчин

В этом году наш вуз открывает такую новую специальность, как социальная работа, также впервые проходит набор по специальностям шоу-программ и специальностям инструментального исполнительства (консерватория) на заочную форму обучения.
Действительно, сегодня допобразование развивается очень активно и будет продолжать развиваться. Сама система перехода на двух уровневую модель (бакалавриат/магистратура) подразумевает развитие переподготовки и дополнительного образования, когда можно за год-полтора освоить новый вид деятельности. Это очень выгодно, ведь получение второго образования – 4-5 лет
Поэтому в рыночной системе второе образование получать довольно-таки тяжело.

Ирина Кунаковская

У нас тоже в связи с Сочи-2014 новый импульс получили специальности туристического и гостинично-курортного направлений, а также специальность экскурсионное обслуживание. На эти специальности, можно сказать, заказ делает работодатель. Уже с первого курса студентов собирают на практику всевозможные экскурсионные гостиницы. У нас имеются долговременные договора, и не только с нашими побережьями, но и с флагманами краснодарского гостиничного бизнеса ("Интурист", "Кубань-турист").
Положительные отзывы о такой практике и заказ на эти направления есть постоянно.
В этом плане мы планируем в преддверии Олимпиады открыть новую специализацию, связанную с информационными технологиями, для более интерактивного обеспечения данного процесса. Эта специальность тоже будет очень востребована, ведь в рамках Олимпиады необходимо будет не только предоставлять разного рода услуги, но и использовать информационные технологии. Надо, чтобы наши специалисты владели как спецификой самого гостинично-экскурсионного бизнеса, так и манерой донесения информации до конечных слушателей.
В этом же направлении будет работать факультет дополнительного образования. Увеличится набор слушателей на дополнительные программы "Реклама" и "Социальная работа". Все эти программы реализуются в Кропоткинском филиале, и радует то, что идет 100% трудоустройство и выпускников, и слушателей.
А что касается такого специалиста-бакалавра, то именно здесь мы хотим сделать новый сегмент нашим козырем перед конкурентами.
Антон Смертин
17:17, 6.04.10 url
На уровне Краснодарского края какой заказ сейчас существует? Есть ли тонкая настройка по специализации, какая-то работа на краевом уровне ?

Сергей Зенгин


Давайте сначала вспомним слова губернатора Кубани. На одном из педагогических советов он сказал, что, к сожалению, сложилась ситуация, когда экономика идет сама по себе, а образование – само по себе. Это очень серьезная проблема. Вузы сами ориентируются на заказ, пытаются сами занять свою нишу или ввести ту специальность, которая, по их анализу, сейчас более востребована на рынке труда.
И ситуация, действительно, угрожающая. В прошлом году количество обучающихся студентов вуза было чуть более 90 тысяч. Пятьдесят из них обучались по специальностям экономика и юриспруденция, управление…
В этом году несколько иная ситуация – из 90 тысяч студентов порядка 48% обучается по этим трем группам специальностям, ситуация несколько изменилась, хотя все делается не так быстро, как нам бы хотелось, конечно…
В связи с этим мы, во-первых, усилили профориентационную работу. Мы сделали вывод, что ни школьники, ни родители не знают о тех специальностях, которые востребованы сегодня на рынке.
Из фильмов и СМИ сложилось впечатление, что самая популярные специальности – юрист, адвокат, банкир и так далее. Окончил вуз – сразу стал самым известным адвокатом с крутой машиной. Но как на самом деле обстоят дела – никто не знает.
Поэтому сейчас у нас базе школ и районов мы стали создаются и функционируют центры профориентационной работы, где совместно с учреждениями начального и среднего профессионального образования родителям и учащимся выпускникам рассказывают о профессиях, которые очень нужны в том или ином районе, о заработной плате. Работа ведется с привлечением работодателей.
Вот в прошлом году у нас было интересное общерайонное родительское собрание в Крымском районе, где выступил директор стекольного завода. Он начал объяснять родителям, что сегодня рабочий – это не тот рабочий, который был раньше. Он также предложил для своего завода подготовить группу рабочих, заключить договор с профессиональным лицеем города Крымска. Эта группа была набрана, он еще и доплачивал 1000 рублей стипендию этим студентам. Работа их потом будет связана с компьютерными процессами, информационными технологиями…Через два года они будут 100% трудоустроены.

Нашим вторым направлением, которое мы сегодня активно развиваем, является система вечернего профобразования, которая также совершенно не похожа на старую.
У нас на Кубани 61 профессиональное училище, конечно, не все они "супер-пупер". Таких у нас, откровенно, 10-12 учреждений. Но это учебные заведения. Оснащенные по последнему слову техники. Например, 47 училище Тихорецкого района, это сельскохозяйственное училище, где тракторы, комбайны со спутниковым управлением, с компьютерным оборудованиям – канадская техника. И когда эту технику подгоняют в школу на профориентационную работу, когда выпускник заходит в кабину и видит, что там нет коробки передач, а все компьютеризировано, он понимает, что такая работа может понравиться.
Таким образом, меняется менталитет, и выпускники идут обучаться этим специальностям. И они трудоустраиваются, и их зарплаты сегодня – порядка 20 тысяч рублей и выше.
А сейчас ребят будут набирать на строительство олимпийских объектов, так там зарплата еще больше.
Эти примеры говорят о том, что наши выпускники становятся более прагматичными и начинают понимать, что нужна профессия и специальность, которая будет давать им деньги и помогать жить.

Так что нам необходимо проводить работу по мониторингу рынка труда. Можно, конечно, делать ссылку на центр занятости, но мы понимаем, что это фотографии сегодняшнего дня. Там на бирже труда говорят: сегодня нам нужны такие-то специалисты. Подготовка же идет в вузах – 5 лет, в колледжах – 4 года и так далее.
Поэтому при департаменте образования создан центр, который как раз анализирует потребности рынка труда, предоставляя нам материалы, отражающие ситуацию. Частично мы публикуем их на сайте, частично доводим до сведения руководителей учебных заведений, по крайней мере, контрольные цифры есть у учреждений начального образования.
Таким образом, мы уже предпринимаем попытки прогнозирования потребности рынка труда, у нас создано несколько рабочих групп по основным отраслям народного хозяйства – промышленность, обслуживание, строительство. Мы встречаемся с работодателями, с соответствующими департаментами, с нашими учебными заведениями для того, чтобы делать корректировку. И важно, что когда мы связываем работодателя и учебное заведение, они начинают выходить друг с другом не только на плотный контакт в плане набора, но и в плане качества.

Работая в этих направлениях, мы сможем выстроить ту систему, которая станет настоящей рыночной, но с учетом знаний тех потребностей, которые существуют сегодня. Нам нужна сегодня сфера обслуживания, транспорт, строительство, и ребята уже стали поступать на эти специальности, в том числе и в вузы.
Надо понимать, что это трудная и долгая работа. Ведь, с одной стороны, менталитет родителей, с другой стороны – менталитет учебных заведений, где уже сегодня меняются стандарты образования. Выпускник должен не только владеть знаниями, он должен показать результат.
Будущее именно за теми образовательными учреждениями, которые имеют свою базу практики, имеют ориентацию на рынке труда.
Антон Смертин
17:19, 6.04.10 url
Спасибо. Мы заканчиваем наш круглый стол на такой вот оптимистичной ноте. Пусть теперь каждый из вас пожелает что-нибудь абитуриентам 2010 года.

Владимир Турчин

Я хочу пожелать абитуриентам успешной сдачи ЕГЭ, и мы ждем их в своем вузе.

Николай Цимбал

Сделать правильный выбор.

Ирина Красина

Я согласна с Николаем Григорьевичем. Хотелось бы пожелать всем абитуриентам сделать совершенно правильный выбор, подойти творчески к этому выбору, и, конечно, поступить в то учебное заведение, куда ему очень хочется.

Андрей Зайцев

Я бы пожелал удачи.

Ирина Кунаковская

Пусть не забывают, что учиться надо, действительно, всю жизнь и этот их сегодняшний выбор – только маленький шажок на пути дальнейшего становления, продвижения и совершенствования.

Сергей Зенгин

Занять свое место в этой жизни.

Ольга Агрова

Пусть все абитуриенты помнят, что они не просто выбирают вуз, не просто выбирают специальность, а, все-таки, выбирают будущую профессию.
Может быть, они в течение жизни потом будут ее менять, но, тем не менее, это их будущее. Желаю абитуриентам прийти туда, куда их зовет профессиональная ориентация, которую они сформировали, их желания, их возможности, и их способности.

Форум